Заключение
В представленной курсовой работе на тему: «Сравнительная характеристика произвольного и непроизвольного запоминания» был проведен обзор литературы, касающейся проблемы запоминания как неотъемлемой части изучения психологии памяти. Приведены несколько методик изучения процесса запоминания и их практическое применение, на основании результатов которых были сделаны выводы и выведены графические зависимости между временем или частой повторения и объемом запоминания. Из представленного в курсовой работе материала можно сделать вывод, что в нашей памяти не просто нагромождается разрозненный и спутанный материал. Этот материал всегда находится при нас и мы припоминаем его, когда он нам нужен большими рабочими группами, которые соответствуют направлению наших интересов.
Мы установили, что центральная проблема запоминания – это вопрос взаимоотношения произвольного и непроизвольного запоминания. Повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть запоминаемого в жизни запоминается нами непроизвольно и многое из того, что мы совсем не хотели запомнить запоминаем так, что никогда не сможем забыть. Проведенные в этом направлении исследования П.И.Зинченко убедительно показали, что установка на запоминание, делающая его прямо целью наших действий не является решающей для эффективности запоминания и непроизвольное запоминание оказывается эффективнее произвольного. Это же подтвердил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Его эксперименты показали, что преимущества непроизвольного запоминания над произвольным при отсроченном воспроизведении значительнее, чем при непосредственном воспроизведении более чем в два раза. Иными словами, запоминаемое нами непроизвольно в процессе деятельности запоминается прочнее, чем запоминание при желании специально запомнить.
Таким образом, мы запоминаем прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Все зависит от того как организованы наши действия в ходе которых совершается запоминание. Поэтому непроизвольное запоминание далеко не случайно поддается изучению по определенным законам. И следовательно, этот процесс можно регулировать. Это сложнее, но и гораздо плодотворнее. Чем произвольное запоминание, которое становится основной целью действий.
С целью опробывания и применения теоретических знаний на практике мы провели серию экспериментов, методики и результаты которых приведены в настоящей работе.
Результаты первого эксперимента, проводимого для выяснения зависимости продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека, показали, что интенсивность непроизвольного запоминания действительно зависит от характера деятельности человека. Сравнивая полученные результаты эксперимента с результатами, полученными П.И.Зинченко, при проведении аналогичных экспериментов, установили, что они близки.
Во втором эксперименте мы определяли зависимость запоминания от количества повторений. Полученные нами результаты также подтвердили результаты опытов, полученных Эббингаузом на большом массиве испытуемых.
В третьем эксперименте мы сравнивали результаты непосредственного запоминания с опосредствованным. Результат показал, что опосредствованное запоминание продуктивнее чем непосредственное. Так, в первом случае среднее запоминание составило 10 слов из 20. А во втором 15 из 20, что как раз и говорит о том, что опосредствованное запоминание продуктивнее.
Потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа
Отношения человека к работе на протяжении всей жизни влияет на его отношение к выходу на пенсию. Многие люди проводили за работой столько времени, что их самоуважение было неразрывно связано с их профессиональной деятельностью. Все, чем они занимались в свободное время, не имело для них такого значения, как работа. Выход на пенсию для т ...
Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6 –
7 лет
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Многие родители часто з ...
Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в
процессе общения
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis - словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
Речь способ ...