История отечественной социальной психологии
Страница 3

Одним из основных направлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемы коллективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой коллектив является механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов. Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этими позициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.

В этот период по существу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.

В научно-организационном становлении социальной психологии в России большое значение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективного поведения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения[1].

· Третий период (вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов 20в.)

Во второй половине 30-х годов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва были следующие:

1. Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии.

2. Идеологическая направленность западной социальной психологии, расхождение в понимании общественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическую оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию, что привело к тому, что социальная психология в Советском союзе попала в разряд лженаука.

3. Одной из причин перерыва в истории социальной психологии была практическая невостребованность результатов исследований изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того – крайне опасны.

4. Идеологическое давление на науку нашло своё отражение в Постановлении ЦК ВКП/б/1936 г. “О педологических извращениях в системе наркомпросов”. Это постановление закрыло не только педологию, но ударило также по психотехнике и социальной психологии.

Период перерыва, начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-х годов. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологических исследований. Разработкой теории, методологии создавался теоретический фундамент социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) В этом отношении важное значение имеют идеи об общественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципа единства сознания и деятельности и принципа развития.

Основным источником и сферой применения социальной психологии в этот период были педагогические исследования и педагогическая практика. Центральной темой этого периода являлась психология коллектива. Он вошел в историю прежде всего как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежит одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив, согласно А.С. Макаренко, - это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Он выделил основные признаки коллектива и дал новую классификацию коллективов.

Также ему принадлежит разработка вопроса о стадиях развития коллективов. Психология личности занимает центральное место в коллективной психологии. Главная теоретическая и практическая задача – это изучение личности в коллективе.

Главными проблемами в изучении личности выступили взаимоотношения личности в коллективе, определение перспективных линий в её развитии, становление характера.

В исследовании личности А.С. Макаренко требовал преодоления созерцательности, применения активных методов воспитания. Он составил схему изучения личности, отразившуюся в работе “Методика организации воспитательного процесса”. Стержневая идея социально-психологической концепции А.С. Макаренко – единство коллектива и личности. Это определило основание, его практического требования: воспитание личности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5


Типы акцентуаций характера
Как уже было указано выше, существуют 2 наиболее известные классификации акцентуаций: классификации К. Леонгарда [23] и А.Е. Личко [22]. Последняя, хоть и применялась самим автором только по отношению к подросткам, но им же было указано, что нигде нет ограничений на использование ее для изучения разных возрастов, а выводы самого Личко о ...

Компоненты когнитивно-поведенческой психотерапии
В этом разделе описаны компоненты методики разработанного нами когнитивно-поведенческого вмешательства по контролю паники. Далее в этой главе они объ­единены в пошаговую программу вмешательства. ...

Приложения
Приложение А Диагностика по математике в подготовительной к школе группе 1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности 2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого 3. Умение использовать для записи сравнения зна ...