Точки зрения о сознанииСтраница 1
По представлениям, возникшим еще в глубокой древности и сохранившимся до нашего времени в религиозных верованиях, в организме человека действует какая-то особая сверхъестественная сила - душа, которая является причиной его мыслей, чувств, желаний. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы по аналогии с человеком и животными воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации "души" и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает осмысливаться человеком как обладающая отдельной от вещи душой. Это касалось и частей тела человека. Например, у гомеровского человека умственные и эмоциональные свойства локализуются в отдельном органе: в диафрагме - умственная деятельность, в сердце - эмоции, в крови - душа, в печени - жизнь.
Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь - одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода - низменное. Душу, где больше огня, он называет "сухой". "Сухое сияние - психея мудрейшая и наилучшая" Возвращаясь во влажное состояние, психея гибнет, а увлажняясь - слабеет. Дух представлялся Гераклиту в виде пламени, горящего тем ярче и сильнее, чем интенсивнее духовная, умственная жизнь человека. Гераклит отмечал руководящую роль разума, теоретического мышления для чувственного уровня познания.
Согласно атомистической теории душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение. Демокрит объясняет зрение человека при помощи истечений, исходящих от видимых предметов и сохраняющих их образы, которые через глаза проникают в тело человека. В бодрствующем состоянии люди воспринимают наиболее энергичные образы, а во сне, когда поры человека закрыты, когда психическое начало слабее, ими овладевают слабые образы отдаленных вещей.
Типичным для этого времени было безличное понимание души. Душа была лишена неповторимости и индивидуальности человеческой личности. По мере развития социальных отношений и культуры, сопровождаемого осознанием ценности личности, формируется потребность в субъективном самоуглублении. Эта новая тенденция проявилась у Сократа. За Сократом и Платон выделяет понятие души как противоположность материальному. Душа для него - вечная "идея", бессмертная сущность, отделенная от тела. Им осуществляется разделение души на несколько частей: разумной, обращенной к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению. Психические явления делятся на интеллект и на мир чувств. В свою очередь чувственный мир делится на ощущения и восприятия, а интеллект на "ум" и "рассудок".
Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материя. Тело - это организм, поскольку оно является совокупностью органов или орудий души; душа - сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля - это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления так же, как и сознательную жизнь. Он различает три вида души - растительную, животную и разумную. Первая специфична для растений, вторая для животных, третья для человека, обладающего познающим и деятельным разумом. Однако все эти три души соединяются в человеке и связаны с различными функциями его души - питательной, чувственной и рассудочной. Трактат Аристотеля "О душе" можно считать итогом того, что дала в области философских проблем психологии античность.
Особенность античной трактовки психики заключается в рассмотрении ее по материалу и по способу организации как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и не чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. У атомистов сознание толковалось, как подчиненное общим законам физического движения. Возможность выбора в волевом действии, предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась как реализация общих законов космоса.
В средние века разум рассматривается как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к "выведению" того и другого из этой высшей реальности. Душа превращалась в носителя самосознания, что вело к противопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности, представлению ее в виде самостоятельной сущности.
В период зарождения буржуазного общества в европейской философии происходит переход от понятия души к категории сознания.
Сравнение результатов анализа ранних воспоминаний и сценарных вопросников
В анализе ранних воспоминаний и сценарных вопросников можно проследить некоторые общие аналогии, позволяющие определить жизненные стратегии человека.
Так, многие ответы, которые дала А в сценарном вопроснике, находят свое отражение в ранних воспоминаниях. На вопрос: помните ли вы свои детские решения никогда больше так не делать или не ...
Личность и старение в современном мире
Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом или периодом старения и старости, который связан с целым комплексом биологических, социально–экономических, психологических причин, поэтому данный возраст изучается различными дисциплинами – биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Большинство исследователей под ...
Использование представлений о норме развития в практике детского психолога
Определение степени «нормативности» того или иного человека или ребенка всегда было камнем преткновения психологической диагностики. Вообще, понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и показателей их взаимодействия, подвергается большому сомнен ...