Невербальное общениеСтраница 1
Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.
Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (например дарение женщине букета цветов, преподнесение неудачливому жениху “гарбуза”). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы, и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т.п. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвященных: татуировки, покрой одежды, прическа и т.д.
В процессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенном системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Итак, для того чтобы достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного, общения.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение (хотя, например, в Болгарии - как раз наоборот - отрицание или несогласие). Жест ”пожимание плечами” является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.
Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. С помощью интенсивности рукопожатия, различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладут руку.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты “раскрытые руки” и “расстёгивание пиджака”. Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связанны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы или расхаживает по комнате. Жест ”расхаживание” служит знаком того, что не следует спешить.
Длительное общение
Легче познать людей вообще, чем одного
человека в частности.
Ф. Ларошфуко
В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более г ...
История отечественной социальной психологии
Выделяют 5 периодов:
1период-60-е годы 19в. - нач.20в.;
2период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.;
3период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов;
4период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.
5период – с 80-х годов 20 века
· Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.)
В этот период развитие ро ...
Понятие корпоративной культуры в психологии. Понятие корпоративной культуры в психологии
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Она может быть и у отдельного человека, и у целых народов; может наблюдаться и в семье, и даже в рабочем коллективе. И в каждой группе, общности людей она имеет свои особенности, свою динамику и уровни существования.
В литературе можно встретить различные попытки упорядочить м ...