Заключение
Страница 1

Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются социальными нормами. Подумайте, для чего при встрече со знакомым человеком мы протягиваем ему правую ладонь, приходя в магазин, встаем в очередь; в музее не разговариваем громко, а на дискотеке, наоборот, шумим. Поступая так, мы делаем как все, т. е. придерживаемся общих норм. Такое поведение называют нормальным, правильным. О существовании и принятии норм повеления свидетельствует сходное реагирование окружающих людей на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Поэтому групповая (или социальная) норма - это правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Важным показателем, связанным с эффективностью взаимодействия, является содержание норм. Принятые в группе нормы усваиваются всеми членами группы и как бы “изнутри” регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных участников и группы в целом. Если на уроке ученик вдруг решит запеть или попрыгать вместо того, чтобы как все решать задачу, учитель может удалить его из класса. Значительное влияние групповых норм объясняется тем, что только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание, поддержку.

Нормы - это целая система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы могут существовать очень долго. Такую норму, как мытье рук до и после еды, выработали очень давно. Однако если условия жизни людей меняются и норма становится бесполезной или начинает мешать, то от нее могут отказаться. Например, сейчас уже никто не снимает головного убора перед начальством.

С точки зрения разных групп людей нормы могут быть положительными или отрицательными. К положительным обычно относятся нормы, способствующие развитию группы. Это нормы, поддерживающие ее цели и задачи, регулируют поведение, направленное на достижение этих целей. Разумеется, что такие нормы положительно влияют на успешность групповой деятельности. Примерами таких норм в школе являются подготовка к урокам, тишина на занятиях, помощь отстающим и пр. К отрицательным нормам относятся те, которые мешают нормальному процессу учебы; прогулы контрольных, списывание, подсказки и прочие нарушения дисциплины, которые некоторые ребята оценивают как свое геройство.

Нормы могут быть разного уровня проявления. Существуют общественные нормы, принятые во всем мире, каковой является, например, защита детства. Есть нормы более узкие, проявляемые только в одной стране или городе, даже на одном предприятии или в школе. Могут быть нормы, принятые в небольшой группе ребят, которые, скажем, решили обязательно ходить на футбол в одинаковой форме любимого спортивного клуба. И если кто-то не надел майку соответствующего цвета, то все ребята будут проявлять своё недовольство, показывая, что он нарушил общие правила.

Каждая норма имеет свои предпосылки и предполагает наличие определенных условий. Скажем, мы знаем, что старшим надо уступать место в транспорте. Однако если автобус пустой, то условий для проявления этой нормы нет. Нормы проявляются в тех действиях и ситуациях, которые имеют некоторую значимость для окружающих.

Нормы могут быть писаными и неписаными. Например, все знают, что подсказывать нельзя или что плохо обливать соседского мальчика водой с балкона. Но об этом нигде не написано. Эти нормы передаются друг другу в замечаниях, которые делают более старшие и уважаемые люди. Если вы бывали летом на пляже, то наверное видели плакат “Правила поведения на воле”. Это тоже нормы, но нормы, зафиксированные письменно. С такими нормами мы встречаемся в лифте, на транспорте, в уголовном и гражданском кодексах, в воинском уставе и т. д.

Нормы могут быть общими для всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или предписываемыми профессиональными правилами поведения. В библиотеке, как известно, все должны соблюдать тишину, но, кроме того, у работников библиотеки и у читателей есть свои особые нормы и правила.

Страницы: 1 2


Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А. Адлера и Э. Берна
Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни. Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы: «Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный ...

Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к нарушению или затруднению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на уче ...

Изучение отношений участников взаимодействия
Это изучение отношений участников взаимодействия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к другу, определённой степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т.д. Исследование отношений участников процесса взаимодействия даёт косвенное представление о самом процессе взаимодействия. Одни методические процедуры, так ...