Заключение
В заключении мне хотелось бы обратить внимание на влияние тревожности на развитие личности ребенка.
По мнению Поповой Н.М., устойчивая тревожность оказывает негативное влияние на действительность и развитие личности детей и подростков, вне зависимости от того, в какой форме она проявляется, и даже в тех случаях, когда ребенок сознательно использует тревожность в своих целях. (Попова Н.М., 2001). Во многом это происходит за счет того, что тревожность придает деятельности выраженный приспособительный характер. Как представляется, это во многом объясняется тем, что деятельность, общение осуществляются не по внутренним, присущим самой действительности мотивам, а в значительной степени определяются тревожностью, т.е. внешним по отношению к действительности, чуждым ей мотивом. Кроме того, полученные в многочисленных исследованиях факты, характеризующие влияние тревожности как устойчивого образования на деятельность, позволяет утверждать, что мобилизирующая функция тревоги действует в таких случаях в достаточно узких пределах из-за силы и стабильности этого переживания.
Устойчивость и интенсивность переживания тревожности чрезвычайно расширяют круг ситуаций и обстоятельств, которые оказываются для человека значительными. Дополнительный опрос испытуемых показал, что в значительной части случаев происходит не только расширение круга таких ситуаций и обстоятельств, но и включение в них представлений о себе, в результате чего гиперестезиия в первую очередь обращается на себя, на свои проявления даже в полностью безоценочной обстановке. Другими словами, даже нейтральные ситуации превращаются в оценочные. Поведение тревожных детей и подростков, их высказывания свидетельствуют, что нередко они испытывают потребность в этом переживании, поскольку оно отражает привычное представление о себе, привычную самооценку, привычное эмоциональное самочувствие. Известно, что потребность в устойчивости «Я-концепции», представление о себе имеет две стороны:
а) она связана с достижением определенного уровня целей, которое обеспечивает удовлетворительный уровень отношений к себе;
б) она связана с сохранением привычного отношения к себе вне зависимости от его характеристик.
Можно полагать, что для детей и подростков оказывается значимой именно вторая сторона, поскольку с ее помощью обеспечивается стабильная и предсказуемая картина мира и видение своего места в нем. Для тревожных людей это особенно важно, поскольку, ситуации неопределенности, неустойчивости для них являются очень сложными: даже малейшая неопределенность может резко усилить это переживание.
Таким образом, тревожность как устойчивое образование тесно связана с «Я-концепцией» человека, с «вовлеченностью Я», чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Она обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребительской сферы. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.
Дифференциальный диагноз
Паническое расстройство необходимо отличать от панических атак, возникающих как часть установленных фобических расстройств. Панические атаки могут быть вторичными по отношению к депрессивным расстройствам, особенно у мужчин, и если также выявляются критерии депрессивного расстройства, паническое расстройство не должно устанавливаться ка ...
«Памятка критикуемому»
Самая справедливая критика не дает результата, если человек не хочет ее слушать. Значит, прежде всего нужна внутренняя установка на деловое восприятие критики. Аргументы в пользу этого могут быть такие: критика - мой резерв самосовершенствования. Это помощь в устранении недостатков, ориентиры для улучшения дела. Все, что я делаю, можно ...
Терминологический словарь
Агрессия
- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4)
Агрессия
- индивидуальное или коллективное поведение или действ ...