Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А.
Адлера и Э. БернаСтраница 2
Сценарий жизни – это то, что наметил человек в раннем детстве, а жизнь – то, что происходит в реальности.
Согласно Берну, люди могут освобождаться от сценариев и поступать по-своему, но ход жизни определяется наследственностью, влиянием родителей и внешними обстоятельствами. Индивидуум, в генах которого заложены умственная отсталость, физическое уродство или ранняя смерть от рака или диабета, имеет мало возможностей принимать собственные решения и осуществлять их. Ход его жизни определяется наследственностью (или родовой травмой). Если родители сами в детстве испытали сильные физические или эмоциональные страдания, они могут лишить своих детей возможности осуществить или даже написать свой собственный сценарий. Они могут погубить ребенка своей невнимательностью и жестокостью, обречь его с самого раннего возраста на жизнь в больнице. Болезни, несчастные случаи, войны могут помешать осуществлению даже самого тщательно продуманного жизненного плана. То же самое может произойти при столкновении со сценарием другого, совершенно незнакомого человека: убийцы, невнимательного водителя. Сочетание подобных факторов закрывает все возможности перед человеком и делает трагический финал почти неизбежным.
Но даже при самых строгих ограничениях всегда есть возможность альтернативы. Бомба, эпидемия или массовое убийство могут совсем лишить выбора, но на следующем уровне у человека всегда есть выбор: убивать, быть убитым или убить самого себя, и этот выбор зависит от сценария, то есть от решения, принятого в детстве.
Важнейшими элементами сценарного аппарата в концепции Э.Берна являются: жизненные планы, мифы и сказки, семейная драма, влияние предков, сцена зачатия, место на генеалогическом древе, родовой сценарий, имена и фамилии, развитие в детские годы, выбор сценария, родительское программирование, сценарный выигрыш, предписание, заповедь, родительские образцы, разрешение, внутреннее освобождение, побуждения и разговоры, антисценарий, излюбленные чувства, купоны, иллюзии, игры, семейная культура, развлечения, тотем, физические реакции, образ мира, футболка с надписью, закладная, ожидаемая продолжительность жизни, сцена смерти, посмертная сцена, надгробный камень, завещание и многое другое. Более подробно на вышеперечисленных составляющих жизненного сценария мы остановимся во второй главе данной работы.
Рассмотрим позиции местоимений, которые, согласно Берну, помогают психоаналитику определить, с каким сценарием он имеет дело – со сценарием Победителя или Неудачника.
Решение жить именно так, а не иначе, каким бы оно ни было, основывается на позиции, основанной на глубоко укоренившихся убеждениях; эта позиция включает взгляд на весь мир и на людей в нем, которые являются либо друзьями, либо врагами. Эти убеждения, вполне вероятно останутся с ним на всю жизнь, и их можно свести к следующим четырем вариантам:
1) У меня все в порядке;
2) У меня не все в порядке;
3) С тобой все в порядке;
4) С тобой не все в порядке.
На основе этих убеждений ребенок принимает жизненно важные решения.
Простейшие позиции двусторонние: ты и я. Они восходят к убеждениям, которые ребенок впитал вместе с материнским молоком. Если для краткости обозначить «все в порядке» плюсом, а «не все в порядке» минусом, убеждения выглядят так: «я +» или «я – » ; «ты +» или «ты –». В результате перебора вариантов мы получаем четыре основных позиции, которые разыгрываются в играх и сценариях и которые программируют человека, указывают ему, что он должен говорить, после того как сказал «Здравствуйте». [2, с.238-240]
1. Я+ ты+. Это здоровая позиция, наиболее пригодная для достойной жизни, позиция подлинных Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. Люди, стоящие на других позициях, всегда чувствуют себя в той или иной степени Лягушками; родители предписали им быть Неудачниками, и если они не преодолеют это предписание, они снова и снова будут падать вниз; в крайних случаях они потратят жизнь впустую, если их не спасет чудо психиатрического лечения или если они не сумеют излечиться сами. Но всегда остается сомнение, подлинное ли это я+ или человек только религиозно в это верит. Я+ ты+ - человек либо постигает это в самом раннем возрасте, либо добивается тяжелым трудом впоследствии; эту позицию нельзя приобрести простым желанием.
2. Я+ ты-. Я Принц, а ты Лягушка. Это позиция типа «нужно от него избавиться». Есть люди, которые играют в «ты виноват» - в свободное время, для забавы, или совершенно серьезно. Такие люди начинают крестовые походы, постоянно ищут реальных или воображаемых врагов. Это позиция «высокомерия»; в худшем случае – позиция убийцы, в лучшем – человека, который постоянно вмешивается в дела других и «помогает», когда в его помощи не нуждаются. Но по большей части это позиция посредственностей, в клиническом смысле – параноидальная позиция.
Назначение судебно-психологической экспертизы
Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую экспертизу, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность следственного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь составлять экспертное заключение с результатами рассле ...
Динамика пограничных психических расстройств по данным объективной (экспертной)
оценки тяжести состояния
Выраженность психических расстройств у обследованных больных оценивалась по данным шкалы "Обобщенная оценка функционирования" ("GAF"), которая является базисной в международных систематиках для интегральной оценки тяжести психического состояния.
При обработке результатов исследования учитывались показатели, зафиксир ...
Стили общения
Мало иметь хороший ум, главное - хорошо
его применить.
Декарт
Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого обществ ...