Методы исследования. Сценарный вопросник, как метод
исследования жизненного сценария человекаСтраница 2
Сценарный аппарат состоит из семи элементов. Выигрыш, финал, или проклятье; предписание, или стопор; провокация, или толчок, - эти элементы контролируют развертывание сценария и потому называются контролирующими механизмами. Так, выигрыш может быть сведен к четырем вариантам: одиночество, бродяжничество, сумасшествие и смерть.
Предписание – самый важный элемент сценарного аппарата и варьируется по интенсивности. Предписания, как и финальный выигрыш, обычно осложняются тем обстоятельством, что у большинства детей два родителя. Так, один родитель может сказать: «Не строй из себя умника», а другой: «Не будь дураком». Такие противоречия ставят ребенка в трудное положение. [2, с.226]
Родительские образцы влияют на сценарий. Обычно контроль исходит от родителя противоположного пола, а образец – от родителя того же пола. В любом случае образец – это путь для осуществления сценарных директив. В возрасте от шести до десяти лет ребенок строит скелет своего сценария. И помогают ему в это сказочные сюжеты и герои. Когда ребенок слушает сказку, сам процесс порой становится для него более реальным и захватывающим, чем ее содержание. И, в конечном счете, он получает то, что искал:
а) героя, на которого он хотел бы походить;
б) злодея, которого мог бы простить;
в) тип человека, каким он хотел бы стать;
г) фабулу – набор возможностей, позволяющий переключаться с одной на другую;
д) набор персонажей, которые мотивируют переключения;
е) характер – набор этических стандартов, который позволяет оправдывать чувства гнева, боли, вины, сознания своей праведности или торжества.
Если позволят внешние обстоятельства, жизнь человека будет построена в соответствии с планом, который он создал на основе этого скелета. По это причине важно знать, какова была его любимая сказка в детстве, потому что таков будет сюжет его сценария со всеми его недостижимыми иллюзиями и трагедиями, которых можно избежать.
В этот же период ребенок пытается определить, какие чувства он будет пускать в ход. Чувств, встречающее одобрение, становится своего рода условным рефлексом, который может сохраниться на всю жизнь.
Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями – за плохое. Для маленьких детей в качестве иллюзии выступает Санта Клаус, который следит за поведением и ведет счет. Иллюзии – это те самые «если только…» и «когда-нибудь…», на которых большинство людей строят свое существование.
3) Юность
У очень многих молодых людей в снах постоянно появляется какое-нибудь животное или иногда растение. Это их тотем. Многие женщины хотели бы стать кошкой и часто говорят об этом. Движения рук и нок женщин в социальной ситуации обычно стилизованы, но можно догадаться об их животных-тотемах, наблюдая за движениями головы.
Обычно в возрасте шестнадцати лет от тотемизма отказываются. Если он сохраняется и у взрослого в форме снов, фобий, подражания или хобби, его обязательно следует принимать во внимание.
Наряду со многими переменами для этого возраста характерны частые физические реакции. Юношу часто бросает в пот, руки у него трясутся, сердце бьется усиленно; девушки краснеют, в животе урчит. Изучение этих реакций может определить, какая «психосоматическая» болезнь сыграет главную роль в их сценарии.
То как человек демонстрирует себя другим, выражается в его «футболке». «Футболка» - это одна - две краткие выразительные фразы, говорящие каково любимое времяпрепровождение человека, какова его игра, его чувства, его прозвище, кто герой и каков его тотем. [2] Сценарная футболка – это отношение, которое ясно видно из поведения человека, так же ясно, как будто у него на футболке написан лозунг.
Характеристика произвольного и непроизвольного запоминания
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии ориентировки, внимания, ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – с.-157.
[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – с.-269.
[3] Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Велби, Проспект, 2005. – с.-64.
[4] Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сос ...
Катамнез больных с пограничными психическими расстройствами разной выраженности
Нозологическая и синдромологическая структура пограничных психических расстройств не всегда определяет, как было показано выше, динамику и исход заболевания. При одинаковых клинических вариантах прогноз заболевания нередко оказывается различным, а катамнез при "легких" формах в инициальном периоде – менее благоприятным, чем пр ...