Допроцессуальныи этап формирования материала показаний
Страница 4

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Допроцессуальныи этап формирования материала показаний

Таким образом, в допроцессуальном формировании показаний фактическое восприятие предметов, людей, явлений обусловливается не только наличными периферическими раздражениями органов чувств, но и всем прошлым опытом воспринимающего. Приведенное положение является существенным, ибо помогает разобраться в том, какие важные моменты «напластовываются» на самый обычный процесс восприятия. Полноценное с точки зрения целей уголовного судопроизводства восприятие предполагает, что будущий допрашиваемый правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. В противном случае может произойти известный сдвиг в восприятии объекта и составляющих его элементов. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.

Запоминание, сохранение и переработка информации

Накопленная в предшествующей стадии информация (образы предметов, явлений) запоминается в той связи, в какой она воспринималась. Эта связь представлений, имеющая значение для последующего воспроизведения, называется ассоциацией.

Запоминаются не все впечатления, полученные человеком. Ассоциативные связи образуются избирательно. Кроме того, запечатленный материал может по-разному сохраняться в памяти. Образы одних предметов, и явлений удерживаются неопределенно долго, а других—забываются. Забывание может быть полным или частичным, длительным или непродолжительным. Фактором, детерминирующим этот процесс, является опять-таки деятельность личности.

В зависимости от цели деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если нужно, то информация заучивается. При непроизвольном же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего.

С результатом последнего вида запоминания следователю нередко приходится иметь дело. Практика показывает, что непроизвольное запоминание, как и произвольное, в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.

Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется также тем, какое место занимает данная информация в деятельности субъекта, что делает субъект с этой информацией, какова значимость информации для него. Наиболее продуктивно запоминается все то, что связано с целью деятельности человека, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем произвольное.

Менее продуктивно запоминается материал, не связанный с целью деятельности. Наименее эффективно происходит запоминание нейтральных, фоновых раздражителей, не связанных с характером и содержанием протекающего действия. Необходимым условием запоминания нейтральных фоновых раздражителей является проявление к ним ориентировочной реакции на «новизну» или яркость их образа.

Следует особо остановиться на влиянии эмоций на процесс запоминания. Запоминание будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого протекает более активно, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.

Свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый могут лучше запомнить в одних случаях приятное, в других — неприятное, в зависимости от того, что им в данном случае более важно, что для них более значимо. Эксперименты, проведенные П. И. Зинченко, показали, что «как приятные, так и неприятные события могут во многих случаях потерять для человека свое актуальное значение и быть забытыми через самые различные сроки. Это может произойти в зависимости не только от того, какое значение они имели в свое время для человека, но и в связи с новыми обстоятельствами его жизни и деятельности, которые могут изменять первоначальный смысл этих событий для личности»5.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа.
Национально-психологические особенности русского народа формировались в течение многих веков. К условиям, в которых происходило становление русского национального характера, можно отнести природно-географическую среду, виды производственной деятельности, распространенные в России, идеологию и исторические события, оставившие след в псих ...

Мужчин
Мужчин, которых опросила Шихи, можно разделить на три основные группы в зависимости от модели поведения. Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости. Замкнутые. Намечают твердые ориентиры в двадцатилетнем возрасте, но происходит это мирно, ...

Характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка по каждому виду речевой деятельности. Иностранный язык – специфический учебный предмет.
Говоря о трудностях обучения иностранному языку, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык – это ''сложное системное уровневое образование, по­средством которого формируется понятийное (вербальное) мыш­ление человека и опосредуется развитие всех его высших психических функций и которое ...