Процессуальный этап формирования показаний
Страница 5

Материалы по психологии » Психология формирования показаний » Процессуальный этап формирования показаний

Высока продуктивность профессиональной памяти. Объясняется это направленностью интересов человека. Иногда профессиональная память связана с длительной тренировкой и одаренностью (музыканты, математики, чтецы). Она может зависеть также от качества внимания, состояния человека в момент восприятия и т.д. Готовность памяти допрашиваемого к воспроизведению тоже определяется уровнем знаний, жизненным опытом. смотреть тут

Вторая сторона памяти—особенности ее содержания — проявляется в том, что у одних людей продуктивно закрепляется образный материал (лица людей, предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.), у других—словесный (слова, мысли, числа и т.п.). У некоторых же лиц никакой специфики в запоминании определенного материала не наблюдается.

Существует особый случай зрительно-образной памяти, называемый эйдетизмом (по-гречески eidos—образ). Эйдетики чрезвычайно отчетливо сохраняют представление о виденном, как будто продолжают видеть объект со всеми деталями, даже после его исчезновения из поля зрения.

Преимущественное развитие одного из типов памяти (зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т.д.) связано также с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у философов, юристов высоко развита словесно-логическая память; у спортсменов, артистов балета, оперетты—двигательная память, у артистов драмы, кино — слуховая, эмоциональная, у художников, архитекторов—зрительная, у музыкантов—слуховая, у химиков—обонятельная, у дегустаторов—вкусовая, у слепых—обонятельная, осязательная.

Следует сказать, что, несмотря на такое преобладание одного из видов памяти вообще, у каждого человека ведущее положение занимает все же словесно-логическая память. Обусловлено это соотношением первой и второй сигнальных систем. И.П.Павлов писал, что вторая сигнальная система у человека является главной, так как она подчиняет себе деятельность первой сигнальной системы, «держит ее под сурдинкой»11.

Индивидуальные особенности памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого проявляются в том, что одни хорошо запоминают даты, цифры (например, счетоводы), другие—имена людей (работники общественных организаций, отделов кадров), третьи— цвет красок (художники, красильщики).

Установлено, что до 20—25 лет память обычно улучшается, до 40—45 сохраняется на одном и том же уровне, а затем постепенно начинает слабеть.

Люди преклонного возраста легко забывают текущие события. Однако это лишь один этап возрастных нарушений памяти. На следующих этапах забываются трудовые навыки, не воспроизводятся приобретенные знания, теряется память чувств и, наконец, память привычек. Вместе с тем у старых людей дольше сохраняются впечатления детских лет. Учет возрастных особенностей памяти важен для следователя, так как это помогает ему ориентироваться в причинах расхождения показаний людей разного возраста. Следует сказать, что существуют люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов и промахов и без искажений. Но следственная практика знает и такие случаи, когда допрашиваемый абсолютно уверенно показывает о факте, который не имел место в действительности. Так может получиться потому, что свое намерение или мысли, вынашиваемые в сознании, с течением времени из-за обмана памяти он стал принимать за реальные факты.

Нарушение памяти, называемое «феномен пережитого», относится к патологии, но нередко бывает и у вполне здоровых людей, тоже выступая как обман памяти. Человеку кажется, что все воспринимаемое сейчас он когда-то уже видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путанице в определении времени, места, фактов, явлений. Такие обманы памяти возможны, например, у утомленного допрашиваемого.

Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный (больший или меньший) отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что провал памяти устраняется.

При корсаковском психозе12 у алкоголиков резко нарушается функция запечатления, но почти не нарушается функция сохранения в памяти материала и воспроизведения его. Подобные же явления свойственны старикам и людям, страдающим склерозом мозговых сосудов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Эмпирическая валидизация концепций индивидуальной психологии
Систематических и планомерных попыток проверки эмпирической валидности концепций Адлера практически не предпринималось. Нехватка экспериментальных исследований может быть объяснена двумя основными причинами. Во-первых, многие концепции Адлера по своей сути глобальны — в них недостает четких рабочих определений, необходимых для того, чт ...

Пути развития памяти у дошкольников. Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. Дальнейшее развити ...

Катамнез больных с пограничными психическими расстройствами разной выраженности
Нозологическая и синдромологическая структура пограничных психических расстройств не всегда определяет, как было показано выше, динамику и исход заболевания. При одинаковых клинических вариантах прогноз заболевания нередко оказывается различным, а катамнез при "легких" формах в инициальном периоде – менее благоприятным, чем пр ...