Результаты итогового контроляСтраница 1
По окончании формирующего эксперимента нами вновь были проведены диагностические измерения. Результаты представлены ниже.
1. Как уже было сказано выше, на первом этапе была выявлена следующая иерархия мотивов (см. таблицу 8, Приложение 13): "престижный мотив", мотив "самоактуализации"; "познавательный мотив", мотив "творческой деятельности".
К третьему этапу наблюдается повышение показателей по всем мотивам и изменение иерархии мотивационных предпочтений. Третий этап характерен тем, что "познавательный мотив" прочно занимает ведущее место (таблица 9, Приложение 13). Повышаются показатели по мотиву "сотрудничество". По сравнению с первым периодом повышены показатели по "общесоциальному" мотиву. Следует отметить, что мотив "совместных достижений" и в этом периоде занимает самое последнее место; внутри периода никаких изменений в предпочтениях нет, ощущается даже некоторая стабильность в образовании иерархии мотивов.
Итак, мы проследили, как выстраиваются иерархии мотивов управленческой деятельности мотивы "познавательный", "сотрудничества", "общесоциальный" становятся личностно значимыми.
2. Наше исследование подтвердило связи высокого уровня субъективного контроля с другими характеристиками личности. Руководитель с высоким уровнем субъективного контроля (не считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и не склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С); упорством, решительностью (фактор +С); общительностью (фактор -02); хорошим самоконтролем (фактор +03) и сдержанностью (фактор - 04).
Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экставерсией-интраверсией, не коррелируют ни с общей интернальностью, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля. Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор С), самоконтроля (фактор +03), социальной экстраверсией (факторы +А, -02), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятностями, неудачами).
Уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Люди, обладающие высоким уровнем субъективного контроля в процессе самооценки считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными и невозмутимыми.
Формирование внешнего локуса контроля играет в данном случае роль защитного механизма, который, снимая ответственность с личности за неудачи, позволяет адаптироваться к периодически возникающим мощным стрессовым ситуациям. Поэтому мы и наблюдаем даже после формирующего эксперимента у 25% руководителей слабовыраженную способность к преодолению трудностей, недостаточно развитое чувство ответственности по отношению к негативным событиям, а также склонность к переносу ответственности за происходящее на других людей, на случай, на стечение обстоятельств. В то же время поддержание престижа среди окружающих подпитывает и без того завышенную самооценку, которая является разновидностью компенсирующего поведения, защиты от тревожности, сопутствующей профессии руководителя.
3. Нами также выявлена динамика изменения профессионально важных качеств личности руководителей до и после формирующего эксперимента:
А) Для руководителей с управленческим стажем свыше 3 лет:
1. Профессиональные качества личности: профессиональные знания (4/4); профессиональные умения и навыки (4/4); знание документов, регламентирующих служебную деятельность (4/4); способность к накоплению и обновлению профессионального опыта (5/4); степень реализации профессионального опыта на занимаемой должности (4/4); способность к творческому применению профессионального опыта (5/4).
2. Деловые качества личности: организованность и собранность в практической деятельности (4/4); ответственность и исполнительность (5/4); инициатива и предприимчивость (4/4); самостоятельность решений и действий (4/4); руководство подчиненными и результативность деятельности (4/4); качество конечного результата деятельности (4/4).
3. Морально-психологические качества личности: гуманность (4/4); способность к самооценке (4/4); этика поведения, стиль общения (4/4); дисциплинированность (4/4); справедливость и честность (4/4); способность адаптироваться к новым условиям (4/4); лидерство (4/4).
4. Интегральные качества личности: авторитетность (4/4); интенсивность (работоспособность) (4/4); культура мышления и речи (5/4); коммуникативность (4/4); общая культура (4/4); культура работы с документами (4/4); внешняя культура (4/4).
Б) Для руководителей с управленческим стажем 1-3 года:
1. Профессиональные качества личности: профессиональные знания (4/4); профессиональные умения и навыки (4/4); знание документов, регламентирующих служебную деятельность (4/4); способность к накоплению и обновлению профессионального опыта (5/4); степень реализации профессионального опыта на занимаемой должности (4/4); способность к творческому применению профессионального опыта (5/4),
Выводы
В первой части работы мы рассмотрели основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста, основные принципы диагностической деятельности детского психолога. Рассмотрели понятие отклоняющегося развития как одну из основных категорий оценки психического развития ребенка. Рассмотрели основные положения проведения угл ...
Понятие корпоративной культуры в психологии. Понятие корпоративной культуры в психологии
В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Она может быть и у отдельного человека, и у целых народов; может наблюдаться и в семье, и даже в рабочем коллективе. И в каждой группе, общности людей она имеет свои особенности, свою динамику и уровни существования.
В литературе можно встретить различные попытки упорядочить м ...
Когнитивное реструктурирование
Изначально когнитивная психотерапия не использовалась для коррекции ошибочных представлений о физических ощущениях, а была направлена на выработку в тревожных ситуациях стратегий совладания. Мы называем это «копинг-ориентированная когнитивная психотерапия». Первые результаты исследований сравнительной эффективности поведенческих и ко ...