Из истории ораторского искусства
Страница 1

Психология делового общения » Из истории ораторского искусства

Понятие "риторика" (от греч. rhetorike techne - ораторское ис-

кусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, ис-

кусство речи и ораторское мастерство.

Искусство речи является древнейшей отраслью знания. В античные

времена искусство речи играло видную роль.

Например Демосфен произносил гневные речи против Филиппа

Македонского (с тех пор до наших дней дошло выражение

"филиппики"). Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи,

он под сильным впечатлением воскликнул: "Думаю, что если бы

я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против

самого себя ".

Марк Фабий Квинтилиан (приблизительно 35-100 гг. н.э.) был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ораторам был очень высок, основные из них – тщательное воспитание и обширное образование. Часть многочисленных искусных приемов, которым он обучал учеников, достойна внимания и сегодня.

Классическая риторика отличалась строгостью и четкостью, она давала ответы на те вопросы, которые сейчас ставятся заново. Конечно, риторика Цицерона и Ломоносова устарела, но многое в этом наследии представляет большую ценность и в наше время. Во-первых, риторика привлекает своей практической направленностью, конкретностью установок и рекомендаций, а во-вторых, стройностью и цельностью теории; она не просто излагает логику, психологию и грамматику, а использует данные этих наук для организации речи и текста. Насколько конкретна была старая риторика, можно судить по "Краткому руководству к оратории российской .", изданному в конце XVIII в. В нем идет речь о судебной полемике, о том, какие доводы может выдвинуть оппонент и как на них отвечать. Столь же конкретно указывалось не только то, что говорить, но и как говорить.

Цицерон в трактате "Об ораторе " писал: "Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение, представляется пустой и даже ребяческой болтовней "'.

Однако знание материала не означало еще, что оратор владеет содержанием. Содержание речи является результатом обработки материала. Первая стадия риторической разработки речи заключается именно в нахождении материала. Сейчас, говоря о нахождении материала, имеют в виду то, что выступающий должен определить тему выступления, разобраться в проблематике, подыскать факты, иллюстрации, цитаты и т.п., изучить соответствующие работы и пособия, просмотреть журналы и газеты, т.е. найти материал для речи.

Древние греки под нахождением материала понимали несколько иное: само собой разумелось, что оратор владеет материалом, прекрасно знает суть дела. Задача состояла в том, чтобы выделить и соотнести общие вопросы и конкретные факты, правильно определить спорный пункт, основной вопрос и на нем сосредоточить" внимание. В зависимости от типа вопроса (статуса) определялась тактика. Основное внимание уделялось доказательности речи.

Выделялись четыре основные части речи: вступление, изложение, доказательство (или разработка) и заключение. Все это относилось к первой части риторики.

Вторая часть риторики разрабатывала проблемы композиционной организации речи.

Третья часть риторики занималась ее словесным выражением. Здесь выдвигались и обосновывались требования простоты, точности и выразительности речи. Главное заключалось в отборе слов для выражения понятий и. в способах их сочетаний. Простота, точность и уместность словоупотреблений ценились выше пышности и упрощенности речи.

Четвертая часть риторики - запоминание - помогала развивать память оратора.

Страницы: 1 2


Агрессивные дети
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные прояв ...

Развитие психики
Имеется 2 подхода на развитие психики: 1)материалистич и 2)идеалистич. По 2ому в мире сущ-ет 2 начала матер и идеальное. Они независимы, вечны и несводимы друг к другу. Они взаимодейст­вуют между собой, но тем не менее развиваются по своим зако­нам. Психика не есть св-во живой материи и не есть продукт её развития. Они как и мате­рия и ...

Тест флегматик. Меланхолик. Холерик. Сангвиник - Кто Вы?
Методика Айзенка Цель. Опросник предназначен для изучения индивидуально - психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. Опросник содержит 101 вопрос, на который испытуемый должен ответить «да» (+) ...