Риторические приемы в публичном выступлении
Страница 1

Психология делового общения » Риторические приемы в публичном выступлении

Деловая риторика предполагает, прежде всего, учет факторов, существенно влияющих на коммуникативное общение.

Первый фактор - это учет состава аудитории, т.е. того, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.

Второй фактор предполагает учет содержания и характера самого выступления. Следует отметить, что недопустимы авторитарный тон и безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.

Третий фактор требует объективной самооценки оратором своих личностно-деловых качеств, компетентности в тех вопросах, которые затронуты в выступлении. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.

Условно выделяют следующие виды коммуникационного общения: менторский - поучительно-назидательный; одухотворяющий - возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; конфронтационный - вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; информационный - ориентированный на передачу слушателям определенный информации, восстановление в их памяти каких-либо сведений.

Деловым людям следует стремиться всячески избегать менторского тона при общении, а также того, чтобы по мере профессиональных успехов у них в голосе не появились поучительно-назидательные нотки, свойственные ему. При общении не должно быть никакой позы, никакого проявления своего интеллектуального превосходства над людьми, игнорирования их реакции на излагаемую информацию.

Информационная манера коммуникативного общения не пользуется популярностью у деловых людей. Они чаще всего прибегают к одухотворяющей манере общения, а в отдельных случаях используют конфронтационную манеру. Обычно эта манера находит свое применение как прием активизации внимания слушателей, помогая втягивать их в обсуждение проблемы.

В деловой риторике используются следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.

Используя принцип доступности, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный и производственный опыт. Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят слышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: "То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека". Отсюда необходимо принимать во внимание социально-психологическое расслоение каждой аудитории. Для повышения доступности деловой риторики весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Принцип ассоциативности связан с вызовом сопереживаний и размышлений у слушателей путем обращения к их эмоциональной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылка на прецеденты, образность высказываний.

Принцип экспрессивности находит свое выражение в эмоционально-напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Принцип интенсивности можно охарактеризовать посредством изменения темпа подачи информации выступающим. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Следует учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важны умение выступающего ориентироваться в на строении аудитории; способность аудитории работать в определен ном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации.

Деловые люди должны уметь пользоваться риторическим инструментарием, т.е. набором следующих коммуникационных эффектов: эффектом визуального имиджа, эффектом первых фраз, эффектом аргументации, эффектом квантового выброса информации, эффектом интонации и паузы, эффектом художественной выразительности и эффектом релаксации.

Эффект визуального имиджа опосредуется на основе впечатления о внешнем виде выступающего. Внешний вид выступающего имеет существенное значение для приятия или неприятия его аудиторией.

Первое впечатление, которое складывается у людей, имеет непосредственное отношение к вызванной симпатии или антипатии еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд - все это оказывает на людей позитивное воздействие до начала речи выступающего.

Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первоначальное впечатление у людей от стоящего перед ними вы ступающего. Главным критерием эффекта первых фраз является заключенная в них интересная информация (таковой она может быть не только потому, что она абсолютно новая). Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению выявить основные социально-психологические слои аудитории, для которых характерны определенные настроения и ожидания, а также особенности эмоционального склада. Именно поэтому следует иметь словесные заготовки - набор первоначальных фраз, ориентированных на те социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории.

Страницы: 1 2


Новообразования дошкольного возраста
К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса: манерничанье, кривлянье - преходящи. В кризисе семи лет благодаря т ...

Структура общих способностей
Привлекательность диагностики общих, а не специальных способностей состоит в том, что есть возможность решить "одним махом" ряд проблем, поскольку общие способности необходимы для любой деятельности и, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в детерминацию успешности. Типичной является теория "интеллектуал ...

Экспериментальное исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста. Постановка проблемы и организация её исследования.
Цель работы – изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы – интерната. Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте. Объектом исследования – дети подросткового возраста из школы – интерната (5 ...