Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
Страница 1

Психология делового общения » Психологические и паралингвистические особенности невербального общения

Нет выше наслаждения, нет более уте-

шительного чувства, как двигать тысячи

людей одним словом, одним взглядом.

'М.С. Щепкин

Господам в присутствии речь держать не по

писаному/а токмо устно, дабы дурь каждого

при сем видна была.

Указ Петра I

В главе IV мы рассматривали речь как форму публичного выступления, но не затрагивали ее психологические, эмоциональные и паралингвистические особенности. Речью владеют все, но как она влияет на другого человека, как мы воспринимаем речь, какую информацию мы можем получить о партнере, слушая его?

Так, Цицерон как-то сказал: "Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может'".

В настоящее время это - одна из проблем человеческого общения. Несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию.

Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее2. Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?

Давайте посмотрим, как относились к речи и как характеризовали ее известные писатели и общественные деятели. По их мнению, речь должна соответствовать следующим требованиям.

Правильность речи, т.е. ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Так, Д.И.Писарев писал: "Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни".

Точность речи, т.е. ее соответствие мыслям говорящего. Так, К.Федин писал: "Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла".

Ясность речи, т.е. ее доступность пониманию слушающего. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: "Говори так, что бы тебя нельзя было не понять".

Логичность речи, т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н.Г. Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей".

Простота речи, т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога". Так, Л.Н. Толстой писал:"Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания".

Богатство речи, т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств. Так, М.Горький писал: "Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их".

Сжатость речи, т.е. отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Так, М.Горький писал: "Если пишет многословно, - это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит".

Чистота речи, т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В.Г .Белинский писал: "Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".

Живость речи, т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность. Так, А.Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой".

Благозвучие речи, т.е. ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".

Страницы: 1 2 3 4 5


Приложение. Лесик-калесик.
Жил-был Лесик-калесик. Он был очень добрым и дружелюбным. Поэтому его все и любили. Каждый, увидев его впервые, пугался (думали, что он злой), к тому же никто даже не знал, кто он, даже он не знал. Все считали его лесным чудом и приходили к нему за советами или просто поговорить по душам. Он всегда всех выслушивал и давал мудрые советы. ...

Развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения
На втором этапе эксперимента я выбрала одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста я руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям. Основными критериями отбора художественных про ...

Организация и методики эмпирического исследования. Объект исследования и организация эксперимента
В обследовании принимали участие учащиеся 10А и 10В классов физико-математических школ города Уфы, в возрасте 15-17 лет численностью 46 человек (девушки - 12, юноши - 34). Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить резу ...