Психология здоровья в подростковом возрасте
Страница 1

Материалы по психологии » Психология здоровья подростков » Психология здоровья в подростковом возрасте

Термин “психическое здоровье” был введен ВОЗ в 1979г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. ВОЗ дает также и другое определение: психическое здоровье-состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека[17]

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д. На сегодняшний день существует много определений термина “ психическое здоровье”. Нам ближе точка зрения, согласно которой психическое здоровье - это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем современности. Глубокая и точная диагностика факторов влияющих на психическое здоровье детей и подростков на сегодня помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы, эффективные технологии воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к различным категориям несовершеннолетних и семьям, влияющим на психическое здоровье детей и подростков.

Данные выборочного изучения детей и подростков из более ста семей учащихся школы - интернат показали, что у 55 % детей и подростков психическое здоровье зависит от условий и образа жизни семьи, у 25% - от воспитания, у 15%- от генных особенностей и лишь у 5% - от деятельности учреждений здравоохранения.

Изучение причин, вызывающих отклонение от психического здоровья показывает, что у 98% воспитанников наблюдалась дисгармония в семейных отношениях. Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты, что делает бракоразводный процесс бесконечно долгим. Родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств и эмоций. Дети наблюдают эти ситуации и вынуждены принимать позицию матери или отца. Поэтому для их психики создается невыносимая ситуация, когда один из родителей порочит другого, стремится вызвать его осуждение.

В 100 % семей наблюдается дисгармония в сфере детско-родительских отношений, выражающаяся: 45% - эмоциональном отвержением ребенка - неприятие, присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о “хороших детях”; 25% - гипоопеке, в равнодушии, попустительстве и отсутствие контроля со стороны родителей, недостатке ласки, теплоты постоянного общения.[18] Приобретенные таким ребенком знания весьма хаотичны и непоследовательны, речевой запас беден, нравственные принципы не стойки, недостаток знаний и навыков, скупость духовных запросов, отсутствие трудовых навыков приводят весьма рано к нарушениям поведения. Не обучившись сдерживать свои чувства, такой ребенок по малейшему поводу может вспылить, проявить недовольство, устраивает шумные скандалы, жестоко избивая своих “недругов”; 8%- гиперсоциализирующее - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерной озабоченности его будущим; 5% - эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”; 17% - “Золушка” - чрезмерное суровое, директивное воспитание по типу “неприятия” ребенка. В семье такой ребенок подвергается частым и незаслуженным оскорблениям, жестоким побоям, противопоставляется остальным. Вся его деятельность сводится к домашним делам, не оставляя времени для самостоятельного чтения, выхода в кино, прогулок на свежем воздухе. В подобных условиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными или, наоборот, раздражительными, недовольными всем и вся, пронося через жизнь озлобление и ненависть к своим воспитателям.

Страницы: 1 2


История развития понятий менталитет и ментальность.
Термин «менталитет» в настоящее время достаточно популярен, хотя используется довольно давно (Впервые встречается в трудах американского писателя Ральфа Эмерсона в 1882г.). Отдельные аспекты понятия «менталитет» получили отражение в трудах Декарта, Канта. Значительный вклад в разработку понятия «менталитет» внес швейцарский психолог К ...

Основные виды внимания
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических ...

Метод проблемных ситуаций
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности ...