Процесс психологической идентификации в телевизионной рекламе «Рекламный образ»
Страница 1

Материалы по психологии » Особенности идентичности образа рекламного персонажа и образа Я у молодежи » Процесс психологической идентификации в телевизионной рекламе «Рекламный образ»

Как уже было сказано - реклама сегодня занимает прочное место в глобальных информационных процессах, и окружает нас повсюду, где бы мы не находились (дома у телеэкрана, в транспорте, магазине, на улице). Использование психологии в рекламе основано прежде всего на общепсихологических теориях и моделях, в которых раскрывается сущность психических процессов человека (ощущений, восприятия, мышления, памяти, эмоций и др.).

Большая часть отечественной рекламы интенсивно использует эмоциональные воздействия [11, 14]. В этом случае объективной логике противопоставляется вымысел, смоделированный по законам иллюзорных миров обыденного сознания. Задача рекламного образа - не только привлечь внимание и заинтересовать потребителя, но и побудить его к осознанию потребности в рекламируемом объекте, подтолкнуть к соответствующему действию в реальном мире.

Именно соотношение реального и представляемого является одной из главных особенностей психологии рекламы.

В литературе для описания данного феномена используется ряд терминов, в частности «имидж». Психологическое наполнение рекламного термина «имидж» произошло примерно в 40-е годы на основе работ З. Фрейда. Это явление вытекало из фрейдовской концепции личности. «Имидж - это не столько образ человека или предмета («Я» у Фрейда ), сколько идеальный образ ( «Сверх – Я» ), естественно отличающийся от реального. Иными словами, имидж - это образ, способный придавать объекту свойства и характеристики, ему не присущие, радикально изменяя представления о нем.

Внедрение имиджа в культуру было столь стремительным, что уже к началу 60-х годов он стал основой семиотических систем в рекламе, политике и общественной жизни. Это сознательное, продуманное с определенной целью несоответствие, и превратило имидж в определенного рода манипулятор, как в коммерческой, так и в политической рекламе.

Рекламный образ отражается в сознании людей и определяет их поведение всегда опосредованно, лишь преломляясь через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Специфика рекламы состоит в ее способности влиять не только на отношение человека к окружающему миру и другим людям, но и

к самому себе.

Согласно научным исследованиям, закрепление зрительного образа в памяти может усиливаться в условиях психологической идентификации

зрителя с рекламным персонажем: если персонаж в чем – то похож на зрителя, он становится ближе, вызывает более сильные эмоции.

То же самое происходит в то случае, если зритель идентифицирует себя с персонажем,

обладающим значимыми, но недоступными зрителю характеристиками.

По мнению ряда психологов, теоретически механизм идентификации может быть описан с помощью такого термина, как « образ Я». Понимание категории « образа Я» возможно через обращение к проблеме самосознания личности.

В системе многообразных и разносторонних взаимосвязей человека с миром ему приходится выступать в разных качествах и ролях. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей, человек « выносит» образ своего «Я» во всем богатстве, сложности и противоречии его проявлений.

Идентификация в рекламе связана с наделением оцениваемых объектов смыслом, при котором рекламируемая персонажем вещь, возводится до уровня всеобще признанных ценностей.

Например, если в сознании человека жизненный успех, демонстрируемый значимым персонажем, связывается с престижностью марки того или иного товара, то марка приобретает для него некое глобальное символическое значение, и существует уже независимо от этого персонажа.

Многочисленными исследованиями установлено, что целостный образ возникает постепенно, его становление связано с пространственно-временными условиями, в которых субъект отражает объект. При этом важно отметить, что образ персонажа рекламного ролика воспринимается не только в своих исходных физических качествах ( рост, пол, возраст, фигура, лицо, глаза и т.д.), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль. Внешний облик и поведение персонажей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у зрителя и более или менее им осознаваемым. Поэтому разные персонажи вызывают у него неодинаковое эмоциональное отношение к себе.

Одной из потребностей человека является стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид живет в мире напряженных и противоречивых мотивов, стремлений и ожиданий.

Человеку постоянно нужна опора, дающая возможность отождествлять себя с неким признанным образцом. Все его попытки найти в себе специфические человеческие свойства отражаются в механизме идентификации [11].

Психологические механизмы идентификации себя с героями телеэкрана, выступают в качестве формообразующих деталей сегодняшней «массовой культуры». Одну из немаловажных ролей играют здесь «вытеснения» (защитный механизм - по Фрейду ), т.е. бессознательное устранение тягостных чувств, воспоминаний и побуждений.

Страницы: 1 2


История отечественной социальной психологии
Выделяют 5 периодов: 1период-60-е годы 19в. - нач.20в.; 2период-20-е годы - первая половина 30-х годов 20в.; 3период-вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов; 4период-вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в. 5период – с 80-х годов 20 века · Первый период (60-е годы 19в. - нач.20в.) В этот период развитие ро ...

Контрольное тестирование
1. Предмет юридической психологии: А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека; Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом; В - пограничные психические расстройства личности; 2. К задачам юридической психологии относятся: А - синтез п ...

Из истории психодиагностики. Становление психодиагностики
История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и ...