Введение
Проблема исследования, ее актуальность для теории и практики: на современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.
Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения, музыкального произведения и изобразительного искусства.
Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения и определения типа мышления и способности его к творчеству (тест на IQ Айзенка).
Объект исследования – динамика развития творческого мышления студентов.
Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретирования драматических произведений.
Гипотеза исследования:
Процесс развития творческого мышления студентов будет протекать более эффективно, если:
- теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов;
- система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста;
- в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.
Задачи исследования:
1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;
2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения;
3.изучить типы мышления и уровень интеллекта в различных контрольных группах.
4. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.
Теоретико-методологическую основу составили:
- принцип единства теории и практики;
- концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса;
- идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;
- исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления;
В процессе работы были использованы различные методы исследования:
- аналитический;
- эмпирический: наблюдение, эксперимент;
- методы математической обработки результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования:
- разработана модель развития творческого мышления студентов в процессе интерпретирования художественного произведения;
- доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления;
- разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов.
Практическая значимость работы:
- обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов в процессе интерпретации художественного произведения;
- результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.
Базой исследования явились группы педагогического факультета по специальностям: учитель музыки, учитель информатики и учитель начальных классов Ростовского педагогического колледжа, в качестве испытуемых выступали 3-е курсы этих факультетов. Контрольная группа – 15 студентов.
Агорафобия
Далеко не все страдающие паническим расстройством одновременно испытывают агорафобию, да и выраженность агорафобии может варьировать в широких пределах. По мере нарастания длительности панического расстройства проявления агорафобии становятся более вероятны; в то же время многие люди на протяжении многих лет страдают от приступов паники ...
Осн положения когнитивной психологии.
Когнито (знание). Это направление возникает с развитием инфы. Основоположник – амер Келли. Гл источником развития личности явл среда, соц окружение. Осн положения: 1) чел – система по восприятию и переработке инфы 2) каждый чел воспринимает и интегрирует внешний мир через свой внутр (конструкты) 3) восприятие, мышление, память, ...
Понятие конфликта
Изучение проблемы конфликта в социологии, психологии, социальной психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции.
Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются ...