Статистические методы, примеры их применения для принятия решенияСтраница 3
n = 50 ; ∑f * х = 6150 ; ∑f *(х - " х )2 = 10368
6-й столбец показывает построчные разности между значениями х 2-го столбца и средним арифметическим "х.
7-й столбец — квадрат этих разностей.
8-й столбец показывает построчные произведения значений 4-го и 7-го столбцов. Суммирование величин этого столбца дает итог, необходимый для вычисления среднеквадратического отклонения.
Включение буквы f, означающей, насколько часто встречалась та или другая величина, ничего не изменяет в формулах среднего арифметического и среднеквадратического отклонения. Поэтому формулы
" х = ∑х/ n = ∑f *х/ n
Как и формулы вполне тождественны.
σ = √∑ (х - " х )2 / n = √∑f * (х - " х )2 / n
Остается показать, как вычисляются по формулам среднее арифметическое и среднеквадратическое отклонение. Обратимся к величинам, полученным в табл. 1:
" х = 6150/50 = 123
При составлении табл. 1 это число было заранее вычислено, без него нельзя было бы получить числовые значения 6, 7 и 8-го столбцов таблицы.
σ = √10368/50 = √207,3 = 14,4
При обработке изучаемого ряда оказалось возможным применение параметрического метода; визуально можно заметить, что распределение численностей приближается к нормальному.
Нормальное распределение обладает некоторыми весьма полезными для исследователя свойствами. Так, в границах "х ± σ находится примерно 68 % всего ряда или всей выборки. В границах "х ± 2σ находится примерно 95 %, а в границах "х ± 3σ - 99,7 % выборки. В практике исследований часто берут границы "х ± 2/3σ. В этих границах при нормальном распределении будут находиться 50 % выборки; распределение это симметрично, поэтому 25 % окажутся ниже, а 25 % выше границ "х ± 2/3σ. Все эти расчеты не требуют никакой дополнительной проверки при условии, что изучаемый ряд имеет нормальное распределение, а число элементов в нем велико, порядка нескольких сотен или тысяч.
Для рассматриваемого примера необходимо также вычислить коэффициент вариации по формуле:
V = σ/ "х ·100 %.
В примере, который был рассмотрен выше,
V = 14,4/123 ·100% = 11,7%.
Выполнив все эти вычисления, психолог может представить информацию об изучении двигательной скорости с помощью примененной методики в шестых классах. Согласно результатам изучения в шестых классах, получены:
· среднее арифметическое — 123;
· среднеквадратическое отклонение — 14,4;
· коэффициент вариации — 11,7 %.
Если значения изучаемого признака измерены в порядковой шкале, то в качестве меры центральной тенденции выступает медиана, а характеристикой диапазона варьирования выступает среднее квартальное отклонение.
Вот пример.
После проведения диагностических испытаний уровня умственного развития учеников шестого класса все полученные данные были упорядочены, т. е. расположены в последовательности от меньшей величины к большей. Испытания проходили 18 учащихся. Буквами обозначены учащиеся, числами — полученные ими баллы по тесту, столбцы под буквами R — ранги (табл. 2).
Процедура ранжирования состоит в следующем. Все числа ряда в их последовательности получают по своим порядковым местам присваиваемые им ранги. Если какие-нибудь числа повторяются, то всем повторяющимся числам присваивается один и тот же ранг — средний из общей суммы занятых этими числами мест. Так, числу «28» в изучаемом ряду присвоен ранг «2». Затем следуют трижды повторяющиеся числа «39». На них приходятся занятые ими ранговые места «3», «4», «5». Поэтому этим числам присваивается один и тот же средний ранг, в данном случае — «4». Поскольку места до 5 включительно заняты, то следующее число получает ранг «6» и т. д.
Таблица 2
Ранжирование результатов
Учащиеся |
Баллы по тесту |
Ранг (R) |
Учащиеся |
Баллы по тесту |
Ранг (R) |
А |
25 |
1 |
К |
68 |
10 |
Б |
28 |
2 |
Л |
69 |
11,5 |
В |
39 |
4 |
м |
69 |
11,5 |
Г |
39 |
4 |
н |
70 |
14,5 |
д |
39 |
4 |
О |
70 |
14,5 |
Е |
45 |
6 |
п |
70 |
14,5 |
Ж |
50 |
7 |
р |
70 |
14,5 |
3 |
52 |
8,5 |
с |
74 |
17,5 |
И |
52 |
8,5 |
т |
74 |
17,5 |
Экстра- и интровертивная личность.
Т Юнга. Сущ-ет экстраверсия – установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожд архетипы внеш инфой (ориентация на объект); и интроверсия – ориентация на внутр мир, на собств переживания (на субъект). В каждом чел сущ-ет одновременно и эстраверт, и инотроверт. Однако степень их выраженности м/б совершенно различной. При экстравер ...
Сущность
В этом пункте, мне хотелось бы рассмотреть сущность противоположных друг другу субстанций. Но в виду того, что само в себе понятие подразумевает суть единство, т. е. под ним (понятием) подразумевают некую имманентную субстанцию или существование, которые на самой высокой и универсальной ступени называются «Богом». Эту имматериальную суб ...
Вопросы собеседников и их психологическая сущность
Если человек хорошо знает себя, он уже
мудрый.
А. Сент-Экзюпери
Информация не поступает к нам сама по себе, для ее получения необходимо задавать вопросы. Не следует бояться вопросов собеседников, так как они позволяют активизировать участников беседы и направить процесс передачи информации в необходимое русло.
Вопросы предоставляют ...