Пограничные психические состоянияСтраница 1
Характеристика функционального состояния явлется не единственным признаком, по которому осуществляется классификация состояний человеческого организма и психики.
Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. Одним из таких признаков является состояния психической нормы. Главной особенностью пограничных психических состояний является не только то, что они располагаются между состоянием здоровья и болезни, но и то, что они непосредственно связаны с процессом адаптации.
К ним относятся:
реактивные состояния;
неврозы;
психопатоподобные состояния;
задержки психического развития.
Для психической нормы характерны такие особенности:
адекватность поведенческих реакций внешним воздействиям;
детерминированость поведения, его концептуальность;
согласованность целей, мотивов и способов поведения;
соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.
Понятие которое характеризует адаптационные возможности человека называется адаптационным барьером. Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. По мнению Юрия Анатольевича Александровского, который ввел в науку понятие барьера психической адаптации, они зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности. К таким личностным образованиям мы относим самооценку личности, систему ее ценностей и др. Следовательно, мы должны сделать вывод о том, что успешность адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня. Однако эти системы не могут функционировать, не соприкасаясь друг с другом. Вполне вероятно, что существует компонент, который обеспечивает взаимосвязь этих двух уровней и обеспечивает нормальную деятельность человека. Этот компонент имеет двойственную природу: с одной стороны, психическую, с другой — физиологическую. Таким компонентом в системе регуляции процесса адаптации выступают эмоции.
Нарушения психической саморегуляции сводятся к следующим особенностям:
Частая и быстрая смена настроения, недостаточность психоэнергетических возможностей индивида, слабость нервной системы.
Ригидность, малоподвижность нервно-психических процессов, уход от контактов с людьми, гипертрофия одиночества, отверженности.
Повышенная возбудимость, импульсивность, обидчивость, жестокость, эгоистичность.
Умственная отсталость, слабохарактерность, повышенная конформность.
Непатологические психические аномалии деформируют внутриличностные структуры. Психические аномалии могут быть временными и устойчивыми личностными особенностями.
Реактивные состояния - это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм.
С нейрофизиологической точки зрения, реактивные состояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги, перестраивается вся внутренняя среда организма; нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем.
Непатологические реактивные состояния подразделяются на:
Аффективно-шоковые психогенные реакции. Возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей. В этих обстоятельствах возникает также гиперкинетическая или гипокинетическая реакция. При гиперкинетической реакции возникает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, человек "не помнит себя". Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора-обездвиженности, возникает помрачение сознания.
Депрессивные психогенные реакции. Обычно возникают вследствии больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. В поведении человека могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).
От пограничных психических состояний следует отличать так называемые пограничные психические расстройства, под которыми обычно подразумеваются различные формы психопатии. Согласно перечню диагностических рубрик международной классификации болезней (МКБ-10), разряд пограничных психических расстройств насчитывает более 200 наименований. Все они составляют предмет изучения для психиатра, так как в данном случае речь идет не о состояниях, граничащих с нормой и патологией, а о расстройствах, занимающих промежуточное положение между неврозами и психозами. Психолог должен различать сферу своей компетенции и сферу компетенции психиатра. Чаще всего на практике психолог сталкивается с начальными проявлениями невротических нарушений, посттравматическими стрессовыми расстройствами, социально-стрессовыми расстройствами и паническими состояниями.
Методы изучения запоминания. Исследование
непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание – процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение
немнемических задач. Непроизвольное запоминание – продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Прежде всего необходимы ...
Клинико-психопатологический метод
На II этапе работы с помощью клинического метода в амбулаторных условиях были обследованы 116 больных, о каждом из которых имелись катамнестические сведения, полученные на первом этапе исследования.
В соответствии с общепринятыми диагностическими критериями выносилось заключение о наличии психопатологических расстройств и их нозологиче ...
Приложения
Приложение А
Диагностика по математике в подготовительной к школе группе
1. Умение продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности
2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого
3. Умение использовать для записи сравнения зна ...