История зарождения зарубежной социальной психологииСтраница 3
Этот эпизод из истории социальной психологии свидетельствует о том, что она в своих отношениях с обществом играла, в основном, роль "ведомой". Не случайно поэтому Г. Олпорт (1968), говоря о психологии гедонизма, заметил: "Их психологическая теория вплелась в социальную ситуацию дня и стала в какой-то степени тем, что Маркс и Энгельс (1846 г) и Манхейм (1936 г) назвали идеологией".
Идеи психологии гедонизма находят свое место и в более поздних социально-психологических концепциях: у 3. Фрейда это "принцип удовольствия", у А. Адлера и Г. Лассуэла - стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у бихевиористов, как уже отмечалось, принцип позитивного и негативного подкрепления.
Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая "большая тройка" - симпатия, подражание и внушение. Принципиальное их отличие от гедонистических концепций заключается в том, что в качестве суверенных факторов берутся не отрицательные черты человеческой природы, такие как эгоизм и стремление к власти, а положительные начала в виде симпатии или любви к другим людям и производных от них - подражания и внушения. Тем не менее стремление к простоте и поиску суверенного фактора сохраняется.
Развитие этих идей шло поначалу в форме поиска компромиссов. Так, еще Адам Смит (1759) полагал, что, несмотря на эгоистичность человека "есть какие-то принципы в его природе, которые порождают у него интерес к благополучию других ." Проблема симпатии или любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях между людьми, занимала большое место в размышлениях теоретиков и практиков XVIII, XIX и даже XX вв. Предлагались разные типы симпатии по признакам их проявления и характера. Так, А. Смит выделял рефлекторную симпатию как непосредственное внутреннее переживание боли другого (например, при виде страданий другого человека) и интеллектуальную симпатию (как чувство радости или огорчения за события, происходящие с близкими людьми).Г. Спенсер - основоположник социал-дарвинизма - полагал необходимым чувство симпатии лишь в семье, поскольку она составляет основу общества и необходима для выживания людей, и исключал это чувство из сферы общественных отношений, где должен был действовать принцип борьбы за существование и выживания сильнейшего.
Нельзя в этой связи не отметить вклад Петра Кропоткина, который оказал заметное влияние на социально-психологические воззрения на Западе.
П. Кропоткин (1902) шел дальше своих западных коллег и предлагал считать, что не просто симпатия, а инстинкт человеческой солидарности должен определять отношения между людьми и человеческими сообществами. Думается, что это весьма созвучно с современной социально-политической идеей общечеловеческих ценностей.
Понятия "любовь" и "симпатия" нечасто встречаются в современных социально-психологических исследованиях. Но на смену им пришли весьма актуальные сегодня понятия сплоченности, кооперации, совместимости, сработанности, альтруизма, социальной взаимопомощи и т.д. Иными словами, идея живет, но в других понятиях, среди которых понятие "совместная жизнедеятельность", разрабатываемое в Институте психологии РАН, является одним из наиболее интегральных и объясняющих феномены, включающие "симпатии", "солидарность" и т.п.
Подражание стало одним из суверенных факторов в социально-психологических теориях XIX в. Рассматривалось это явление как производное от чувства любви и симпатии, а эмпирическим началом были наблюдения в таких сферах, как отношения родителей и детей, мода и ее распространение, культура и традиции. Везде можно было выделить образец взглядов и поведения и проследить, как этот образен повторяется другими. Отсюда все общественные отношения получали достаточно простое объяснение. Теоретически эти взгляды были разработаны Г. Тардом в "Законах подражания" (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. У. Макдугалл (1908) предложил идею "индуцированных эмоций", порождаемых стремлением повторять инстинктивные реакции других. Одновременно названные и другие авторы пытались выделить различные уровни осознанности подражательного поведения.
Внушение стало третьим "суверенным" фактором в ряду простых теорий. Ввел его в обиход французский психиатр А. Лиебо (1866), а наиболее точное определение внушения сформулировал У. Макдугалл (1908). "Внушение есть процесс коммуникации, - писал он, - в результате которого передаваемое утверждение принимается с убежденностью другим, несмотря на отсутствие логически адекватных оснований для такого принятия".
В конце XIX и начале XX вв. под влиянием работ Ж. Шарко, Г. Лебона, У. Макдугалла, С. Сигеле и др. практически все проблемы социальной психологии рассматривались с позиций концепции внушения. При этом много теоретических и эмпирических исследований было посвящено вопросам психологической природы внушения, которые остаются актуальными и сегодня.
Результаты исследования
Полученные результаты исследования сведены в таблицы (в станайнах).
Таблица 1. Школьники гимназии (станайны)
шкалы/ №испытуемого
НУ
БН1
БН2
1.
7
5
4
2.
2
8
7
3.
6
7
7
4.
5
6
5
5.
5
4
6
6.
6
7
5
7.
8
8
5
8.
7
7
5 ...
Авторитет руководителя как субъективная сторона управления
Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя.
Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Это общественное признание личности, оценка коллективом со ...
Психология и экономика.
Психология тесно связана с эт, в частнос-ти с менеджментом. Теория менеджмента основана на психологич. Теориях. Осн задача менеджера – мотивация, формирование коллектива, стиль и принятие решений, переговорный процесс, подбор кадров. Маркетинг – теория поведения потребителей, основанная на психологии: сигментирование рынка, ...