Выводы
В первой части работы мы рассмотрели основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста, основные принципы диагностической деятельности детского психолога. Рассмотрели понятие отклоняющегося развития как одну из основных категорий оценки психического развития ребенка. Рассмотрели основные положения проведения углубленной оценки психического развития.
Проведение психологического обследования детей дошкольного возраста с нарушением психологического развития имеет ряд особенностей.
Прежде всего, необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушением психологического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому чрезвычайно важным моментом является установление эмоционального контакта с ребенком. Наиболее удобный способ войти в контакт с ребенком – попросить его сделать несколько рисунков, а затем вместе обсудить их.
Желательно, чтобы обследование проходило в комнате, где не было бы предметов (яркие красочные плакаты, оригинальная мебель) которые могли бы отвлекать или напугать ребенка.
Перед проведением диагностической работы желательно узнать как ребенку хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это создаст дополнительную атмосферу доверия и теплоты.
При проведении обследования рядом с ребенком должен находиться близкий ребенку взрослый человек (желательно мать). При непосредственной работе с ребенком, лучше если психолог находиться не через стол, а рядом или с боку. А ребенок принимает удобную для него позу.
В процессе диагностического взаимодействия необходима эмоциональная поддержка и одобрение со стороны взрослого, даже в случае неуспешного задания: «Молодец», «У тебя все получится».
В случае расторможенного, гипердинамического поведения, ребенка нельзя одергивать, запрещать трогать что-либо на столе или в комнате, лучше по ходу работы убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в ближайшее время не будут использоваться.
Необходимо обратить внимание на выделяющиеся особенности внешнего вида и поведения, отношение к заданиям и их непосредственного выполнения, а также взаимоотношения с родителями в процессе обследования.
По окончанию обследования необходимо похвалить поддержать ребенка, дать поиграть с наиболее понравившимися «игрушками-методиками».
Необходимо попросить родителей не высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребенка или отказа от работы после окончания диагностической процедуры, по дороге домой.
Идентичность юношеского возраста
Вероятно, ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большего внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам Я - концепции, самооценки и идентичности [49]. Еще в 1980 году Ульям Джеймс посвятил феномену Я целую главу своей книги «Принципы психологии» (Jems, 1980). В 1947 году Карл Роджерс выступал ...
Из истории происхождения спора
Чем больше мы углубляемся мыслью в истину,
тем более удлиняем мы свою жизнь.
Плиний Старший
В Древней Греции придавалось большое значение умению спорить и отстаивать свою точку зрения. Античные мыслители первыми обратили внимание на то, что спор играл важную роль для выяснения истины. С целью публичного обсуждения острых проблем и з ...
Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт стар ...