Общение и речь
Страница 2

Межличностные отношения » Общение и речь

Формирование культуры и общественного сознания - от зарождения идей до их общественного утверждения - происходит через социальную коммуникацию.

Уточним смысл понятия коммуникация, латинский корень которого означает “совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями”. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. При этом ученые принимают во внимание достижения семиотики и лингвистики, занимающихся анализом коммуникации.

Задача семиотики (науки о знаковых системах) - выявление закономерностей известных знаковых систем, их структурной организации, функционирования и развития. Ядром общей семиотики является лингвосемиотика – наука об общественном обращении знаков естественного языка.

Задача лингвистики (науки о естественном языке) – выявление закономерностей становления, развития и функционирования естественного языка. Специфическая особенность человеческого языка - его членораздельность, внутренняя расчлененность высказывания на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики – внутренняя структура естественного языка, связи и сочетания его элементов. В структурной лингвистике вычленяют филологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни. При этом исследуются национальные особенности языка в разные периоды его развития. Вместе с тем лингвистика изучает вопросы происхождения и развития языка, его связи с обществом. Изучение проблем коммуникации, анализ конкретного речевого поведения позволяют понять природу и сущность языка, принципы и закономерности его исторического развития.

Сегодня существуют смежные области знания о языке: этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика и др. В центре их внимания один объект - язык как система знаков и как единый принцип, лежащий в основе речи, диктующий ей свои правила. Сегодня в науке все, что связано с речью и языком, с одной стороны, изучают лингвисты, а с другой - исследователи коммуникации: философы, психологи, социологи. Однако первыми проблемы языка изучали всё-таки языковеды.

Структурная лингвистика, семиология (наука о знаках), семантика (наука о значениях) оказали существенное влияние на культурную антропологию. В 60-е гг. явления культуры начали рассматриваться по аналогии с феноменами языка (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

В XX столетии в лингвистике была открыта универсальная грамматика, которая стоит за синтаксическим разнообразием языков. Это открытие побудило антропологов перенести акценты с уникальности культур на поиск универсальных способов организаций культур.

Специфическая особенность человеческого языка - наличие в нем высказываний о самом языке, т.е. язык способен к самоописанию (языкознание). Одна из главных проблем языкознания - происхождение языка. Здесь противоборствуют два старых воззрения - о сознательном изобретении слова людьми и о непосредственном создании его Богом.

Теория сознательно-намеренного изобретения языка утверждает: язык создан человеком силою его разума и воли: “Язык и слово в обширнейшем смысле, есть способность выражать понятия членораздельными звуками; язык, в теснейшем смысле, есть содержание… собрание всех тех членораздельных звуков, которые какой-либо народ, по общему согласию, употребляет для взаимного сообщения, понятий”[2]. При этом дар слова дан человеку как “естественный и необходимый”, а вот язык “есть нечто искусственное, произвольное, зависящее от людей”; “следствие договора, заключенного членами общества для сохранения общего единогласия ”[3].

Страницы: 1 2 3


Модели поведения
Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и пе ...

Восприятие в структуре познавательной деятельности учащихся.
Восприятие — целостное отражение предметов и явле­ний объективного мира при их непосредственном воздей­ствии в данный момент на органы чувств. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновре­менным отвлечением о ...

Воспитание в игре
Для большинства мальчиков игры являются способом изучения драматургии жизни; включая фантазии о победах и доминировании. Хотя для мальчишек это — своего рода ритуал посвящения, такая игра, в своем крайнем проявлении, может повышать самомнение и способствовать появлению нереалистичного чувства неуязвимости. Некоторые дети с ярко выраженн ...