Теоретическая часть. Образ и сознание
Страница 1

В самом общем виде сознание можно охарактеризовать как человеческую способность субъективного (внутреннего духовно-интеллектуального) усвоения внешнего мира и самого себя.

Непосредственный контакт с внешним миром человек осуществляет с помощью чувств. В результате этого контакта в его сознания возникает образ какого-либо объекта - фрагмента действительности. Процедура образования такого образа, то есть сгустка разного рода информации об объектах реальности, называется восприятием.

Восприятие служит основой сознания. Процесс почти мгновенного свертывания чувствительных данных об объекте в целостный образ этого объекту во многом еще непонятен.

Образ - это результат направленности внимания человека на внешний объект. В данном процессе человек не сосредоточивается на себе, хотя неявно и дает себе отчет в своем отличии от объекта.

Самосознание проявляется тогда, когда человек понимает, что образ внешнего объекта формируется не только этим объектом, но и воспринимающим "Я". Акт осознания объекта внешнего мира сопровождается актом осознания собственного участия в этом процессе. Таким образом, человек не только отображает внешний объект, но и одновременно понимает, что этот именно он создает образ объекта и наделяет его смыслом. Без самосознания, которое предусматривает формирования "Я", то есть состояния выделения данного человека из остального мира, сознание невозможно.[3]

Содержание сознания человека становится достоянием других людей лишь тогда, когда он выражен внешне, при помощи языка.

Язык - это система знаков, используемая людьми в процессе познания, общения, а также хранения и передачи информации. Выделяют естественную систему знаков (звук, жест, мимика и т.п.) и специально созданную людьми искусственную систему знаков (язык, музыка, живопись, математика и т.п.). Одной из обязательных условий возникновения индивидуального сознания есть включения человека в мир языка. Причем, чем богаче содержание сознания, тем больше человеку нужно языковых знаков для его выражения.

Любой отдельный человек, индивидуум есть носителем сознания. И потому его сознание уникально и индивидуально. Однако в индивидуальном сознании всегда есть некоторое содержание, общее для отдельных групп или для всех людей. Он формируется стихийно, так как каждый человек принадлежит к определенной профессии, классу, нации, человечеству в целом, и выражает наличие в индивидуальном сознании человека общих с другими людьми потребностей, интересов, установок, целей. Такой общее, сверхиндивидуальное, и соответственно, безличное содержание сознания называется общественным (или общественным сознанием). Общественное сознание, выражая интересы определенной социальной группы людей, имеет конкретно-исторический характер, то есть изменяется с течением времени.

Человек рождается в обществе, которое имеет определенный уровень развития. И поэтому формирование индивидуального сознания осуществляется преимущественно, за счет усвоения этим человеком разнообразной информации, накопленной общественным сознанием.[4]

Сознание человека - сложное и многогранное явление. Свидетельством этой сложности является его структура. К ней необходимо отнести такие элементы:

а) психическое (несознательное, подсознательное);

б) самосознание (оценка самого себя, самоконтроль);

в) мышление (абстрагирования, познание, язык);

г) целеустремленность (постановка человеком целей, прогнозирование их результатов);

д) мировоззрение (синтетический показатель уровня сознания).

Сознание, как и познание в целом, реально существует с помощью языка.

Простейшие живые существа при возбуждении структур памяти внешними влияниями не воссоздают психического образа: они отвечают на влияние «всем телом». У более сложных организмов действия образовывают многоступенчатую структуру. С появлением мозга человека она вырисовывается все четче: появляется определенная иерархия уровней, а вершиной этой иерархии становится человеческая деятельность. Активность верхних уровней создает "смысловую структуру" действий, предоставляет им осмысленный характер.

Познание отображает действительность в форме образов. Образ является формой и продуктом субъективного, идеального отображения объективной реальности в сознании человека. Образы по своему смыслу отвечают предметам, явлениям, которые они отображают. Результатом познания есть субъективный образ объективного мира.

Страницы: 1 2


Удовлетворенность трудом и преданность организации как составляющие корпоративной культуры
Каждая организация имеет свою корпоративную культуру, и, исходя из классификаций типов корпоративных культур можно отметить, что любая из корпоративных культур имеет свои неповторимые особенности, отличающие ее от корпоративных культур других организаций. Данные особенности можно выявить путем изучения различных аспектов, элементов, кот ...

Характеристика типов личности по Кречмеру.
По телосложению- конфигурация Кречмера (немецкий ученых, врач, психотерапевт) Наблюдал за психическими больным и пришел к выводу, что телосложение и поведение коррелируются между собой. Выделиют следующие типы -астеник (экзодерма) -атлетик (мезодерма) -пикник (эндодерма) -диспластик. Астеник- плоская, длинная грудная клетка, широки ...

Психические основы обучения животных человеческой речи.
Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы. Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению уч ...