Взаимодействовать общаясь
Страница 1

Межличностные отношения » Взаимодействовать общаясь

Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько учеников решили подготовить стенгазету. Кто-то пишет заголовки, кто-то подбирает рисунки, кто-то сочиняет тексты. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter - между и action - действие), т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. В ходе общения его участникам можно не только участвовать в коммуникации, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Интерактивную сторону общения можно представить как последовательность реакций людей на действия друг друга. Например, поступок Иванова, изменяющий поведение Петрова, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение Иванова.

Наблюдая процесс общения, можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности. Достаточно вспомнить случай, когда вам приходилось нести что-нибудь тяжелое. Любой человек, решивший помочь, был вам в радость. Этот мотив можно назвать мотивом кооперации. Ребята могут помогать пожилым людям: перейти дорогу, сходить в аптеку, вынести мусор и т. д. Этот мотив называют альтруистическим.

Ну, а что можно сказать о спортивных состязаниях? Здесь также есть взаимодействие, но мотивы его другие. Среди них наиболее ярко выражены конкуренция (скажем, при игре в футбол) или агрессии (в борьбе, боксе).

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию.

Сотрудничество - партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей. Таким образом, команда спортсменов стремится добиться победы.

Противоборство - партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. Примеров этому достаточно в мире спорта. Например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д.

Если отец не пускает сына гулять из-за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята и не начинают игру, обижается и запирается в своей комнате, то говорят об однонаправленном противодействии, т. е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.

Страницы: 1 2 3


Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери
Диалогический подход как новый тип научного мышления, складывающийся на рубеже XIX—XX вв. в русле гуманитарного знания, обозначается в современной науке как неклассический. Вместо субъект-объектных отношений, что характерно для классического типа рациональности, в исследованиях, выполненных на основе данного подхода, все большее значени ...

Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-инди­вид, инди­видуальность, личность. Чел – вид животного. Инди­вид - каждый в отдельности чел. Каждый чел индиви­дуален и неповто­рим. Личность – чел, проявляющийся в об­ществе. Формирование чел как личности на­чина­ется ещё внутриутробно (по одной вер­сии – Гроф), с первых дней жизни – класси­ки. По ...

Планирование и проведение тренинговых ситуаций (экспозиция)
После того как пациент понял гипотетическую модель возникновения его тревожных реакций, после прохождения когнитивной фазы, после того как пациент готов подвергнуться конкретным ситуациям, можно начинать конфронтацию. При этом хорошую помощь психотерапевту могут оказать руководства по тревожным расстройствам. Метод конфронтации или эксп ...