Диагностические системы и методики исследования особенностей когнитивного развития ребенка
Страница 1

Материалы по психологии » Исследование готовности ребенка к школе » Диагностические системы и методики исследования особенностей когнитивного развития ребенка

Успешность учебно-воспитательной работы в существенной мере зависит от того, насколько хорошо учитель знает уровень умственного развития первоклассников. В связи с этим встают задачи диагностики особенностей когнитивного развития ребенка.

В распоряжении психологов сейчас имеется несколько диагностических систем и отдельных методик, направленных на диагностику психической, в том числе интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Для диагностики уровня сформированности произвольности можно использовать методику Д.Б. Эльконина, которая известна под названием «графический диктант».

Методика 1. Графический диктант

Суть этой методики в следующем. Детям дается лист бумаги в клеточку. Указывается точка отсчета. Учитель показывает ее на доске, где работает с одним из учеников (на доске имеется увеличенная копия листка). После этого идет «диктант»: куда должен двигаться ребенок от указанной точки отсчета. Например, учитель говорит: «Вверх на клеточку; на две клеточки вправо, на одну влево и т.д.» Дети, следуя по маршруту, указанному учителем, создают какой-то узор. После этого предлагается работать самостоятельно. Всего выполняется три-четыре задания.

Методика 2. Задание с кубиками

Субтест позволяет проследить план действий испытуемого, уровень выполнения умственного действия:

- наглядно-действенный;

- наглядно-образный.

Стимульный материал субтеста допускает разные варианты. Это могут быть кубики, карандаши, палочки. Наиболее удобно пользоваться кубиками Кооса. Количество предметов должно быть не меньше 10.

Психолог открывает коробку с кубиками (карандашами, счетными палочками). Обращает на них внимание ребенка.

Инструкция: "Я возьму несколько кубиков из этой кучки. Остальные пока оставлю, может они нам понадобятся. Положу тебе 5 кубиков, себе 3 кубика. Как сделать, чтобы кубиков у нас стало поровну?", (дети предлагают два варианта ответа).

Можно по-другому сделать поровну?

При отрицательном ответе предложить следующее задание.

Отметить в регистрационном листе способ выполнения и количество предложенных ребенком вариантов решений.

Методика 3. Запоминание 10 слов

Методика, разработанная А. Р. Лурия, дает возможность получить данные о развитии механической памяти. Субтест используется в варианте трехкратного повторения 10 слов при запоминании и отсроченном воспроизведении через 30 минут. Динамика запоминания и воспроизведения характеризует особенности работоспособности, внимания. Диагностические критерии: максимальное количество воспроизведенных слов при запоминании, а также количество слов при отсроченном воспроизведении.

Стимульный материал составляет список из 10 слов.

Инструкция: "Сейчас мы с тобой будем запоминать слова. Я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке". Всего ребенку дается три предъявления данного порядка слов.

Варианты наборов слов:

год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын;

сад, чай, река, стол, дверь, сестра, ягода, коза, нож, пчела;

лес, хлеб, окно, стул, брат, конь, вода, игла, мед, гриб.

Продолжение инструкции после первого и второго воспроизведения: "Сейчас я снова прочту те же самые слова и ты опять повторишь их, и те, которые уже назвал, и те, которые пока пропустил. Все слова, в любом порядке"

Методика 4. Последовательные картинки

Методика предложена А.Н.Бернштейном. Субтест направлен на выявление умения организовывать части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное схватывание материала, понимание и предвосхищение событий, уровень развития, степень дифференцированности и обобщенности восприятия.

В качестве стимульного материала используется серия картинок "Снеговик", состоящая из четырех карточек.

Картинки выкладываются перед детьми на столе всегда в одной и той же последовательности. Порядок предъявления: 2, 3, 1, 4. Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, тебе надо положить их так, чтобы получилась история. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Страницы: 1 2


Смысл жизни.
Вопрос о смысле жизни – принципиальный вопрос человека, это философский вопрос. В русских сказках проблема смысла жизни ставится, в наиболее красивом метафорическом представлении, в ситуации на распутье. Царевич или просто добрый молодец, подъезжает на коне к камню на развилке трех дорог. На камне могут быть разные надписи, предвещающие ...

Исследование особенностей взаимосвязи типа корпоративной культуры, удовлетворенности трудом и преданности сотрудников организации. Определение типа корпоративной культуры разных подразделений орган
С помощью методики «Оценка организационной культуры» (Куинн К.) были получены данные, изображенные на рисунках 1 – 4. Статистический анализ полученных данных проводился с помощью U – критерия Манна – Уитни. Рис. 1. Графический профиль имеющейся и предпочтительной корпоративной культуры подразделения №1 Примечание: – Профиль имеющей ...

Формирование организационной культуры.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что естественно складывается на формировании ее культуры. Однако, две организации, функционирующие в одной и той же среде, могут иметь разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по – разному решают 2 разные проблемы. Первая – внешн ...