Метод опросаСтраница 2
· Письменные (позволяет охватить большее количество испытуемых, требует меньше времени на его проведение. Наиболее распространенной формой его является анкетирование. Недостатком, однако, является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции собеседника и, исходя из этого, изменить вопросы).
· Свободные (разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных вариантов ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Свободный опрос проводится, как правило, в тех случаях когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. В этих случаях составляется только примерный план и задача психолога - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых).
· Стандартизированные (проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены вопросы и возможные ответы на них ограничены узкими рамками. Данный вид опроса более экономичен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос).
· Экспертные (позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию от специалистов в определенной области - экспертов. Число экспертов составляет, как правило, 10-15 человек. Они должны обладать широким кругозором в своей области, быть способными к аналитическому мышлению, решать творческие задачи и отстаивать собственное мнение).
· Выборочные (это опрос, проводимый среди подмножества из единиц совокупности, называемого выборкой).
· Сплошные (Опрос, охватывающий всю генеральную совокупность).
Опросники по предметной сфере могут быть подразделены на:
* личностные опросники;
* опросники состояний и настроения;
* опросники-анкеты.
Личностные опросники – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных опросников считают разработанный Р.Вудвортсом (1919) "Бланк данных о личности", предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.
Личностные опросники могут быть подразделены по направленности на:
* опросники черт личности – группа опросников, разработанная на основе выделения черт личности;
* типологические опросники – группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, несводимых к набору черт (или факторов);
* опросники мотивов – группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, с целью установить, на что направлена активность индивидуума, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения (сюда же можно отнести опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок).
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают:
w факторные опросники – группа опросников, основой конструирования которых является факторно-аналитический принцип (выделение скрытых, латентных переменных, определяющим образом влияющих на деятельность и поведение индивида);
w эмпирические опросники – группа опросников, основой конструирования которых является критериально-ключевой принцип, позволяющий на основе обнаружения критериальных психологических признаков дифференцировать различные группы испытуемых.
В зависимости от степени охвата личностных характеристик выделяют опросники:
§ одномерные – опросники, направленные на измерение какого-либо одного свойства или качества;
§ многомерные – опросники, направленные на измерение более чем одного свойства или качества;
Опросники состояний и настроения – группа опросников, предназначенных для диагностики временных, преходящих состояний (настроений), в отличие от устойчивых, отностельно стабильных параметров, измеряемых с помощью личностных опросников.
Особенности учебной деятельности у подростков. Отношение
подростков к школе и учению. Основные мотивы учения подростков
Прежде чем обсуждать, пути развития мотивации учебной деятельности учащихся средних классов, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей.
От младшего школьного возраста подростковый (12 - 14 лет) отличается тем, что он фактически представля ...
Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в
процессе общения
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis - словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
Речь способ ...
Экспериментальное исследование. Анализ ранних
воспоминаний
1) воспоминание А-1.
«Мой День рождения»
Это было 3 июня 1992 г., мне исполнилось 7 лет. Мама с папой лежали в больнице в Одессе т.к. папа был тяжело болен.
Я, как настоящий ребенок, хотела Дня рождения. Не предупредив ни бабушки, ни дедушку, взяла 3-летнего братика за ручку и двоюродную сестру и пошли приглашать гостей. Помню, было ...