Метод опросаСтраница 3
Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Разновидностью данного вида являются биографические опросники, предназначенные для получения данных об истории жизни человека (наиболее типичные вопросы относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям).
Одна из наиболее распространенных форм опроса - анкетирование. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:
- анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;
- анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;
- анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям, полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.
Правила составления вопросов:
w Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
w Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
w Вопросы должны быть краткими.
w При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
w Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
w Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
w Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
w Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
w Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
w Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди представителей общественных наук — социологов, этнографов, психологов и т. д. — еще в прошлом веке. Тогда же при переписях населения и различных статистических обследованиях начали применяться массовые опросы, охватывавшие сотни и тысячи людей. Большое значение опросам при изучении закономерностей общественной жизни придавали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин, которые нередко прибегали к данным, полученным путем опросов.
Все разнообразие методов опроса, применяемых в социально-психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:
1) опрос "лицом к лицу" — интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;
2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей-анкетеров и т. п.
Одним из первых использовал анкету в психологическом исследовании Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых. Полученные данные были проанализированы и изложены род Гальтоном в монографии "Английские люди науки: их природа и воспитание" (1874). Пионерами применения анкетного метода в психологии являлись также А. Бине во Франции и С. Холл в США, основные работы которых относятся к концу XIX — началу XX века. А. Бине прибегал к анкетированию для исследования интеллекта детей, а С. Холл — для изучения психологических особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических педагогических исследований начинает применяться и в России.
Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации слов испытуемых.
Техника убеждения
Что же делать, если возникает реальная необходимость доказать свою точку зрения руководителю, да еще не испортив с ним отношений?
Правильный способ доказать свое мнение означает не стремление привести руководителя в замешательство и не демонстрацию ему его некомпетентности в каком-либо вопросе, а решение важного делового вопроса. Кроме ...
Природа паники и агорафобии
Приступы паники представляют собой отдельные эпизоды сильного волнения или страха, сопровождающиеся характерными физическими и когнитивными симптомами. Приступ паники отличается внезапным началом и небольшой продолжительностью в отличие от постепенно развивающегося тревожного возбуждения. Приступы паники при паническом расстройстве част ...
Характеристика объекта исследования
В нашем исследовании мы рассматриваем пятый класс общеобразовательной школы 52 г. Екатеринбурга. В классе учатся 27 человек, из них 13 девочек и 14 мальчиков возрастом 11-12 лет. Охарактеризуем каждого из них по отдельности.
Первая ученица Абрамова Яна – 12 лет, учиться хорошо, нормально ладит с учителями, немного отчуждена с однокласс ...