Алкогольная анозогнозияСтраница 4
В свете исследуемых вопросов представляется важным обратить особое внимание на феномен сопротивления, так как в процессе преодоления анозогнозии большинство врачей сталкиваются с сопротивлением, но понимают это явление однозначно—как проявление анозогнозии. представляется, что эти понятия следует отграничить одно от другого, поскольку сопротивление в данном случае выступает не как синоним анозогнозии, а является результатом сочетания действия механизмов защиты и степени напряженности внутреннего конфликта. Оно проявляется по-разному и часто выражается в том, что простое информирование с целью «переучивания» оказывается неэффективным. При этом оказывается, что реально изменить систему установок больного директивными указаниями практически невозможно, часть советов врача понимается просто превратно, а чрезмерное запугивание возможными последствиями алкоголизма не вызывает у больного желания лечиться. Конфронтация с защитной системой, выражающаяся в сопротивлении, считается не только безрезультатной, но и терапевтически губительной.
Проявляется сопротивление по-разному, часто в откровенной пассивности с уходом и отказом от лечения. В процессе групповой психотерапии действие сопротивления рассматривается тогда, когда член группы не выполняет те упражнения, которые рекомендуются ему руководителем. Оно включает нежелание или ощущение неспособности делать или переживать что-то, избегание осознания, воплощение ролей. В психотерапевтических группах, в которых не оговаривается строгость посещения, оно выражается в значительном отсеве больных на начальных стадиях.
Сопротивление является общим понятием для многих психотерапевтических школ. Первоначально вопросы, связанные с сопротивлением, как непосредственно выражающие действие механизмов защиты, разрабатывались в рамках психоаналитических и близких к ним: теорий. При этом, несмотря на то, что ряд концепций психоаналитической теории подвергался критике, содержание основных положений, касающихся самого действия сопротивления, почти не изменилось. К этим основным положениям относятся следующие: защита, выдвигаемая «Я» против вытесненного представления, принимает форму прямой оппозиции самому психотерапевту; в действии сопротивления можно увидеть индивидуальную структуру механизмов защиты, свойственную данной личности, которая связана с ее преморбидными чертами; в процессе лечения сопротивление постоянно меняет свою интенсивность (оно всегда растет, когда приближаются к новой теме, достигает наибольшей силы на высоте ее разработки и снова снижается, когда тема исчерпана).
Очень важно не рассматривать сопротивление в качестве преграды, которую надо «повалить и разрушить», что часто встречается в практике преодоления алкогольной анозогнозии. Целью психотерапии должно являться преобразование позиции сопротивления в осознание самого себя, которое может быть достигнуто за счет осознания самого сопротивления. По мере его осознания формируется способность принимать ответственность за свое нежелание видеть, слышать и переживать особенно болезненные чувства.
Следует отметить, что в практике лечения алкоголизма наибольшего успеха в преодолении сопротивления добились группы «анонимных алкоголиков» (АА). Необходимым условием анонимности они обезличивают больного алкоголизмом, обходя тем самым основной конфликт, связанный с его самооценкой. В этих условиях основное требование признания «Я — алкоголик» не является столь травматичным для личности. Однако метод, предлагаемый группами АА, несмотря на свою эффективность, нельзя признать безоговорочно успешным, так как он предлагает все ту же защиту, без ее перестройки. Только в этом случае отрицается не сам факт болезни, а соотнесенность ее с данной личностью.
Особенности учебной деятельности у подростков. Отношение
подростков к школе и учению. Основные мотивы учения подростков
Прежде чем обсуждать, пути развития мотивации учебной деятельности учащихся средних классов, необходимо определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей.
От младшего школьного возраста подростковый (12 - 14 лет) отличается тем, что он фактически представля ...
Бихевиористическое направление
Основной акцент в этом направлении делается на изучения техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения реб.
Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методики изменения поведения реб.
Некоторые практические психологи в своей работе с родителями испо ...
Теории.
В наст время имеется неск теорий, пытающихся объяснить психику: 1) теория нейрофизиологич. Осн положения: психика тесно связана с деят-тью мозга; психику нельзя просто свести к нерв системе, возможно, психика имеет свой субстрат 2) теория тождества: псих процессы по своей сути есть психологич 3) теория психофизиологич параллел ...