Результаты исследования и их психологическая интерпретацияСтраница 4
Высокий уровень коммуникативного контроля в группе студентов(56,6%) по сравнению с группой преподавателей(56,6% и 3,3% соответственно, при p<0,01) возможно объясняется тем, что для студентов является важным быть принятыми своим социальным окружением. Поэтому они стремятся быстро реагировать на изменения в ситуациях общения и легко входят в любую роль, заранее предвидя, какое впечатление они произведут на окружающих и будут ли их действия соответствовать социальным ожиданиям.
Низким коммуникативным контролем обладают 33,3% учителей, в группе студентов этот показатель значительно ниже((6,6%) Причем, различия значимы на уровне p<0,001). На наш взгляд, это может объясняться, с одной стороны, снижением значимости общения для группы преподавателей, по сравнению со студентами, а с другой стороны, устойчивостью поведения и выработкой определенных стилей общения, и отсюда слабой зависимостью собственных действий от поведения окружающих.
Анализируя полученные результаты, мы видим, что в течение жизни человек вырабатывает определенные способы общения и реагирования на изменяющиеся обстоятельства, что приводит к снижению уровня коммуникативного контроля.
Табл. №4 Процентное соотношение данных по уровню субъективного контроля.
Локус контроль |
Студенты |
Учителя |
F – критерий Фишера | |
% |
% |
f |
P | |
Интернальный |
96,6 |
50 |
4,29 |
P<0,001 |
Экстернальный |
3,3 |
50 |
4,73 |
P<0,001 |
Как видно из полученных данных (Таблица №4), в группе студентов большинство испытуемых (96,6%) показали интернальный локус контроля. Это значит, что они, планируя свою деятельность, принимая определенные решения, оценивают, насколько достижение поставленных ими целей зависит лично от них. Мы полагаем, это может быть связано с тем, что эти испытуемые, в силу данных им родителями и учителями социальных установок, верят, что все в их силах и многого в жизни можно добиться, стоит лишь приложить определенные усилия. Это может подтверждаться положительными ответами большинства испытуемых на высказывание №11 (Я верю, что сумею осуществить свои планы), а так же на высказывание №14 (Мои успехи зависят прежде всего от меня).
Очень небольшой процент испытуемых с экстернальной локализацией(3,3%), возможно, объясняется тем, что среди студентов есть люди, которые не способны нести ответственность за свои поступки и готовы, в случае чего, переложить свою вину на других. Об этом говорят положительные ответы данных испытуемых на вопрос №10 (за поступки детей, прежде всего отвечают родители). А так же считают, что неблагоприятные обстоятельства могут помешать осуществлению их планов и не прилагают усилий для их устранения. Примером могут служить положительные ответы на вопрос №16 (Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает успеху).
Структура и содержание образа педагога дополнительного
образования в сознании учеников
Структура, то есть внутреннее устройство психологического представляет собой содержание образа, разделенные на отдельные взаимосвязанные части.[6]
Образ педагога дополнительного образования схож с образом педагога в целом, но имеет свою структуру и особенности содержания (рис. 1).
Подростки в первую очередь обращают внимание на культу ...
Основные принципы диагностической деятельности детского психолога
Необходимо конкретизировать и сформулировать основные положения и принципы, непосредственно касающиеся диагностической деятельности практического психолога, работающего с детьми. К ним следует отнести:
1. Теоретико-методологическое позиционирование психолога.
2. Единство методологии и диагностики (и последующей коррекционной работы)
...
Основные характеристики психологического климата в коллективе
В качестве некоторых основных характеристик психологического климата коллектива выделяют следующие показатели:
– удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
– преобладающее настроение;
– взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных;
– степень участия членов коллектива в управ ...