Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, посвященные сравнительному анализу формирования жизненных стратегий в концепциях А.Адлера и Э.Берна. Была дана характеристика концепции стиля жизни в теории А.Адлера и представлении о жизненном сценарии в теории Э.Берна. Был проведен сравнительный анализ формирования жизненных стилей в концепциях А.Адлера и Э.Берна. Используя метод ранних воспоминаний, были определены стили жизни трех человек. А также с помощью сценарного вопросника Э.Берна были выявлены жизненные сценарии исследуемых.

В результате проведенного исследования гипотеза о том, что метод ранних воспоминаний А.Адлера и анализ сценарного вопросника Э.Берна позволяют прийти к одинаковым результатам в определении жизненной стратегии человека, была подтверждена частично.

Берн считает, что проблема сценария – решающая для человека: все значение жизни зависит от того, истинна ли теория сценариев. Если мы свободны в своих поступках, это одно; если же мы проводим все свое время и совершаем самые важные поступки, следуя инструкциям, полученным в младенчестве и раннем детстве, но при этом испытываем иллюзию свободы, это совсем другое.[2, с.551] Анализ сценарного вопросника является ключом к пониманию сценария человека. В то время как Адлер пишет, что «ранние воспоминания - это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего. Они больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитее. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они рассказывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая». [1, с.91] Изучение ранних воспоминаний помогает увидеть ситуацию в истинном свете.

Проведя сравнительный анализ основных положений, касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни, в концепциях А.Адлера и Э.Берна, не вызывает сомнения вывод, что оба автора рассматривают человеческую судьбу не как нечто экзистенциальное и неподвластное человеку, а как жизненный план, обусловленный родительским программированием и формирующийся в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве.

С одной стороны, при сравнении результатов анализа ранних воспоминаний и ответов сценарного вопросника можно увидеть ряд аналогий. Но с другой стороны, метод анализа ранних воспоминаний обладает более узкой целью, которая заключается в определении жизненного стиля человека.

Очевидно, что сценарный вопросник Э.Берна дает более полное представление о жизненных стратегиях личности. Стиль жизни у Адлера, это своего рода структурный элемент жизненного сценария в концепции Э.Берна.

Стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. [6, с.46]

Сценарий – жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе.[2,с.572]

Такие определения дают сами авторы терминов «стиль жизни» и «сценарий».

Подводя итоги, можно сказать, что цель данной работы (проведение сравнительного анализа и выявление наличия связи в представлениях о формировании жизненного стиля (жизненного сценария) в концепциях А.Адлера и Э.Берна) была достигнута.


Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества. Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации образовательного процесса в вузе, выст ...

Общинность русского характера
Здесь важно сказать, что известная общинность русских – это не столько коллективизм как таковой, сколько именно общение, однокоренное со словом «общность». Частое и открытое общение – характерная черта русской натуры. Высокая значимость близости и близкого общения в сильной образной форме выражена в сказке «Гуси-лебеди» (Афанасьев, 1992 ...

Выводы.
В теоретической части данной дипломной работы были рассмотрены такие аспекты как: специфика иностранного языка как учебного предмета, общая характеристика трудностей, психологические особенности учащихся 10-12 лет, характеристика трудностей по каждому виду речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму) и пути их преодоле ...