Симптоматология пограничных психических расстройств по данным субъективной
оценки состоянияСтраница 1
Как указывалось выше, симптоматология пограничных расстройств изучалась на основании данных самооценки больных по методикам "НПА", "SCL-90-R". При этом проводился сравнительный анализ показателей в зависимости от этиологии расстройств. Во всех обследованных группах изученные показатели характеризовались значительной вариабельностью, что отражает индивидуальные различия в клинической картине заболевания. Однако при рассмотрении среднегрупповых значений этих показателей нами были выявлены определенные закономерности. Так, по данным теста SCL-90-R (табл. 17), достоверные (р<0.05) различия отмечены: между невротическими и личностными расстройствами – по показателям соматизации, тревожности и враждебности; между невротическими и органическими расстройствами, а также между личностной и органической патологией – по шкалам соматизации, депрессии, тревожности, паранойяльных симптомов и психотизма. Максимальная выраженность психопатологических проявлений была выявлена в группе лиц с органическими расстройствами (индекс общей тяжести GSI – 1.6 балла; общее число утвердительных ответов PST – 64.0 балла и индекс наличного симптоматического дистресса PSDI – 2.2 балла), а минимальная – у лиц с патологией личности (GSI – 0.8 балла; PST – 45.9 и PSDI – 1.4 балла), причем достоверные отличия отмечены также между группами невротических расстройств, с одной стороны, и личностных и органических – с другой (р<0.05).
При сравнении с нормативными параметрами, катамнестические показатели по этому тесту в группе лиц с невротическими расстройствами превышали по всем шкалам аналогичные, рассчитанные как для здоровых лиц, так и для больных неврозами после лечения, однако оказались ниже, чем у больных неврозами до лечения. В группе больных с патологией личности отмечено превышение уровней, характерных для здоровых лиц по всем шкалам. Однако, эти параметры были ниже, чем нормативные для лиц с неврозами после лечения по шкалам соматизации, тревоги и выше – по шкалам враждебности и паранойяльного мышления. У лиц с органической патологией выраженность расстройств по всем показателям была большей даже чем у лиц с неврозами до лечения, за исключением шкал обсессивно-компульсивных расстройств и фобической тревожности.
Таблица 17 Симптоматология пограничных психических расстройств(по данным теста SCL-90-R)
Показатели |
Группы психических расстройств | ||
Невротические расстройства |
Личностные расстройства |
Органические психические расстройства | |
Соматизация |
1.02+0,211 |
0.60+0.2722 |
1.96+0.1633 |
Обсессивно-компульсивные расстройства |
0.93+0,30 |
0.91+0.32 |
1.15+0.40 |
Межличностная сенситивность |
1.07+0,33 |
1.05+0.45 |
1.67+0.35 |
Депрессия |
0.91+0,27 |
0.72+0.2722 |
1.69+0.523 |
Тревожность |
1.06+0,231 |
0.68+0.2822 |
2.3+0.4133 |
Враждебность |
0.81+0,2811 |
1.46+0.35 |
1.25+0.66 |
Фобическая тревожность |
0.85+0,38 |
0.55+0.22 |
0.79+0.27 |
Паранойяльные симптомы |
0.91+0,29 |
1.20+0.442 |
2.08+0.2833 |
Психотизм |
0.56+0,21 |
0.59+0.232 |
1.2+0.193 |
GSI |
0.89+0.24 3 |
0.77+0.24 3 |
1.62+0.63 1,2 |
PST |
42.14+11.16 3 |
45.88+12.67 3 |
64.0+4.59 1,2 |
PSDI |
1.55+0.24 3 |
1.37+0.18 3 |
2.23+0.72 1,2 |
Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с
нормальным слухом
Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр.
Высшие психические процессы – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические пр ...
Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А.
Адлера и Э. Берна
Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни.
Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы: «Сценарий
– это постоянно действующий жизненный план, созданный ...
Теоретические аспекты развития интереса старших школьников. Познавательный интерес как естественный двигатель
поведения у старших школьников
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес (от лат. имеет значение, важно) — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоционально ...