Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные для учащихся гимназии
Страница 1

Материалы по психологии » Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста » Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные для учащихся гимназии

Главной задачей развития мотивации достижения у младших школьников является формирование у личности позитивной мотивационной направленности с высоким уровнем потребности в достижении успеха.

Формирование у каждого ученика высокого мотива достижения успеха возможно, если учебно-воспитательный процесс отличается следующими характеристиками и подходами:

• содержание образования включает в себя знания о человеке, помогающее учащимся стать более успешными в жизни, решать личные проблемы, приобрести уверенность в себе;

• содержание образования и требования к учебным результатам дифференцированы настолько, что это позволяет всем школьникам быть успешными в учебной деятельности;

• учебно-воспитательный процесс строится таким образом, что учащийся становится в нем полностью ответственным как за свои успехи, так и за неудачи; характерной чертой такого процесса является отношение к детям как к субъектам любой осуществляемой ими деятельности;

• оценочная деятельность носит преимущественно обучающий характер; развивает способность к самооценке;

• поощряется стремление к коллективным достижениям и способность к сотрудничеству, которая рассматривается как ценность не меньшая, чем индивидуальные успехи;

• в учениках развивается убеждение, что легкий успех не доставляет истинного удовлетворения, потребность в постановке все более сложных задач перед собой.

Реализацию социально-психологических условий развития мотивации достижений младших школьников мы разделили на две части: развитие индивидуальной мотивации достижений и развитие коллективной мотивации достижений.

Для развития индивидуальной мотивации достижений выполнялись следующие условия.

Первое условие:

• Характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной.

На своих уроках я достигаю этого использованием нового учебно-методического комплекса издательства Longman. Он представляет совершенно новые виды и типы заданий, с которыми учащиеся не сталкивались раньше[28].

• Степень сложности этих задач оценивались учащимся на основании их соответствия имеющимся у них способностям, средствам и времени для решения. Как правило, я использую дифференцированный подход: более слабым ученикам дается больше времени на выполнение заданий и они менее сложные, а более сильным –меньше; задания усложненные. Более слабым учащимся я предлагаю задания, подобные тем, которые у них уже получились, - для поднятия у них уверенности в собственных силах.

• Я стараюсь следить, чтобы деятельность учеников на уроке и во внеклассной работе была интересной и соответствовала развивающему уровню притязаний школьников. Мои ученики особенно любят участвовать в дискуссиях по заранее оговариваемым правилам; в ролевых играх им нравится разгадывать интеллектуальные задачи. У моих учащихся горячий отклик находит фестиваль творчества «The Beatles». Участие в нем дает им возможность почувствовать единение со своими кумирами.

Второе условие:

• Наличие возможности для проявления учащимися самостоятельности. Я стараюсь научить их ставить задачи, поощряю их самостоятельность при отработке знаний и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них стремления к достижениям.

Говоря о методах побуждения к достижению, нельзя не сказать об оценке деятельности учащихся, которая влияет на формирование самооценки и на её устойчивость. Ведь именно оценка создает у человека внутреннее ощущение успеха и неудачи. Оценка тогда мотивирует учащегося к достижениям, если воспринимается им как объективная и справедливая; указывает способы улучшения деятельности, то есть носит конструктивный характер. Оценка должна учитывать результаты и усилия, вложенные в выполнение работы, и не должна зависеть ни от каких прочих условий: отношений с учителем, поведения, личных симпатий.

Для повышения мотивации также важно, чтобы ученик внутренне принял оценку.

Страницы: 1 2 3


Исследование развития памяти дошкольников. Организация и проведение эксперимента
Поскольку одна из основных задач психологического исследования состоит в том, чтобы понять, что общее и что особенное в развитии психических процессов наблюдается у глухих и слабослышащих детей в сравнении с нормально развивающимися слышащими детьми, одинаковое по содержанию исследование проводится и со слышащими, и с детьми, имеющими т ...

Анкета-опросник
1. Укажите, пожалуйста, Ваш: а) пол б) возраст в) профессию 2. На Ваш взгляд алкоголизм это: а) болезнь б) увлечение спиртными напитками в) дурная, вредная привычка г) обыкновенная привычка, не хуже остальных 3. Наиболее уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, являются: а) подростки б) женщины в) мужчины 4. Согласны ...

Взаимосвязь говорения с аудированием, чтением и письмом (31).
Сравнительная характеристика говорения и аудирования дает возможность выделить общие психологические параметры. Оба вида речи характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутрен­нюю речь и механизм прогнозирования. Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья — порождение высказывания д ...