Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные
для учащихся гимназииСтраница 1
Главной задачей развития мотивации достижения у младших школьников является формирование у личности позитивной мотивационной направленности с высоким уровнем потребности в достижении успеха.
Формирование у каждого ученика высокого мотива достижения успеха возможно, если учебно-воспитательный процесс отличается следующими характеристиками и подходами:
• содержание образования включает в себя знания о человеке, помогающее учащимся стать более успешными в жизни, решать личные проблемы, приобрести уверенность в себе;
• содержание образования и требования к учебным результатам дифференцированы настолько, что это позволяет всем школьникам быть успешными в учебной деятельности;
• учебно-воспитательный процесс строится таким образом, что учащийся становится в нем полностью ответственным как за свои успехи, так и за неудачи; характерной чертой такого процесса является отношение к детям как к субъектам любой осуществляемой ими деятельности;
• оценочная деятельность носит преимущественно обучающий характер; развивает способность к самооценке;
• поощряется стремление к коллективным достижениям и способность к сотрудничеству, которая рассматривается как ценность не меньшая, чем индивидуальные успехи;
• в учениках развивается убеждение, что легкий успех не доставляет истинного удовлетворения, потребность в постановке все более сложных задач перед собой.
Реализацию социально-психологических условий развития мотивации достижений младших школьников мы разделили на две части: развитие индивидуальной мотивации достижений и развитие коллективной мотивации достижений.
Для развития индивидуальной мотивации достижений выполнялись следующие условия.
Первое условие:
• Характер самой деятельности или содержание задачи, которую предстоит решить ученику. Наиболее сильное стремление к достижениям возникает в том случае, если деятельность обладает новизной.
На своих уроках я достигаю этого использованием нового учебно-методического комплекса издательства Longman. Он представляет совершенно новые виды и типы заданий, с которыми учащиеся не сталкивались раньше[28].
• Степень сложности этих задач оценивались учащимся на основании их соответствия имеющимся у них способностям, средствам и времени для решения. Как правило, я использую дифференцированный подход: более слабым ученикам дается больше времени на выполнение заданий и они менее сложные, а более сильным –меньше; задания усложненные. Более слабым учащимся я предлагаю задания, подобные тем, которые у них уже получились, - для поднятия у них уверенности в собственных силах.
• Я стараюсь следить, чтобы деятельность учеников на уроке и во внеклассной работе была интересной и соответствовала развивающему уровню притязаний школьников. Мои ученики особенно любят участвовать в дискуссиях по заранее оговариваемым правилам; в ролевых играх им нравится разгадывать интеллектуальные задачи. У моих учащихся горячий отклик находит фестиваль творчества «The Beatles». Участие в нем дает им возможность почувствовать единение со своими кумирами.
Второе условие:
• Наличие возможности для проявления учащимися самостоятельности. Я стараюсь научить их ставить задачи, поощряю их самостоятельность при отработке знаний и на этапе самоконтроля. Самостоятельная работа учащихся окрашивает их деятельность эмоционально, вызывает различные внутренние переживания и тем самым способствует развитию у них стремления к достижениям.
Говоря о методах побуждения к достижению, нельзя не сказать об оценке деятельности учащихся, которая влияет на формирование самооценки и на её устойчивость. Ведь именно оценка создает у человека внутреннее ощущение успеха и неудачи. Оценка тогда мотивирует учащегося к достижениям, если воспринимается им как объективная и справедливая; указывает способы улучшения деятельности, то есть носит конструктивный характер. Оценка должна учитывать результаты и усилия, вложенные в выполнение работы, и не должна зависеть ни от каких прочих условий: отношений с учителем, поведения, личных симпатий.
Для повышения мотивации также важно, чтобы ученик внутренне принял оценку.
Осн положения гештальтпсихологии.
Возникло в Гермении в 1 четверти ХХв и выдвинувшее в кач-ве осн объяснит принципа психологии целостное объединение Эл-тов психич жизни, несводимое к сумме составляющих, - гештальт. Гештальт – образ, структура. Представители: Келер, Вертгаймер, Дункер. Стимул напрямую не вызывает реакцию (S->0->R). У каждого из нас имеются ...
Чувство удовлетворенности жизнью
Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.
Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в пожилом возрасте и успешность приспособления к ней зависят от множест ...
5-й этап. Взаимопомощь в игре
На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварит ...