Исследование развития общения со сверстниками детей
старшего дошкольного возраста. Исследование
зависимости общения от статусного положения в группеСтраница 1
С целью исследования зависимости общения от статусного положения в группе была использована методика «Секрет».
В эксперименте участвовали 15 дошкольников старшего возраста (6-7 лет) детского сада «Хрустальный». Исследование включало в себя 3 тапа (констатирующий, формирующий, контрольный).
В констатирующем эксперименте ставилась задача:
- определить уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Объективными показателями, характеризующими уровень развития общения у детей старшего дошкольного возраста, были выделены два ряда умений:
1 ряд умений – использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность), установление контакта (при помощи речевых и неречевых средств); выражать свое настроение; принимать ведущую роль в разговоре, не нарушая этикета (тон общения, размещение партнеров по отношению друг к другу, особенности мимики и жестикуляции);
2 ряд умений – внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
В ходе игры каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети нашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки».
Далее даем ребенку 3 картинки и говорим: «Ты можешь подарить их детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».
Обработка данных:
Подсчитываем число общих и взаимных выборов. Выбор обозначаем «+»; взаимный выбор Å. Данные заносим в таблицу.
На основании данных определяем статусное положение каждого ребенка.
1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов;
2 «принятые» - 3-5 выборов;
3 «непринятые» - 1-2 выбора;
4 «изолированные» - не получившие ни одного выбора.
(см.Приложение №1).
Из приведенной таблицы мы видим, что наибольшее количество выборов получила Конакбиева, Батура, Бихмацкая: - это 1 группа «Звезды»;
От 3 до 4 баллов – это «принятые» - составляют 2 группу;
3 группа «непрнятые» - 1-2 балла;
0 – «изолированные» - составляют 4 группу.
Исходя из этого эксперимента, мы можем составить следующую таблицу «Количество разных по содержанию обращений дошкольников 6-7 лет к сверстникам с разным положением в группе» (см. Приложение №2).
Здесь представлены данные о частоте обращений дошкольников к детям с разным положением в группе. Старшие дошкольники требуют сотрудничества и признания от всех ровесников, невзирая на их популярность. Но к популярным детям они обращались в связи с этим в 3 и 9 раз чаще, чем к непопулярным. За доброжелательностью чаще обращались к популярным, чем к остальным сверстникам, а своими чувствами и переживаниями делились почти только с детьми популярными. Так же отсюда можно сделать вывод, что популярных в группе отличает высокая чувствительность к обращениям сверстников. Они откликались почти на все обращения, независимо от их характера. Малопопулярным и непопулярным детям свойственны в этом отношении более низкие показатели. Они далеко не всегда отвечали сверстникам и что особенно важно, чаще всего оставляли без внимания те обращения, которые наиболее важны для партнера.
Изучение процесса:
Сформированность первого и второго ряда умений межличностного общения (см. Приложение №3, №4).
Цель: перед воспитателем была поставлена задача количественно оценить межличностное общение детей старшего дошкольного возраста.
Были предложены ряды: 1 – использование этикетных речевых формул; 2 – установления контакта; 3 – выражение своего настроения; 4 – поведение в разговоре; 5 – умение общаться. (см. Приложение №3, №4)
В ходе исследования были определены критерии оценки сформированности общения у детей: эффективное общение возможно в том случае, если будет успешными:
1) передача информации, устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; используя доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитивных слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого);
2) восприятие информации: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться, умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.
Перечисленные выше умения общения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как «5 баллов». Одно отклонение от норм оценивается как «4 балла», два отклонения как «3 балла», три и более – «2 балла». Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателем в каждом коммуникативном действии оценивается как «1 балл».
Информац-энергетич модель психики.
Особенности: 1)чел – система по восприятию и переработке инфы 2) организм чел фунционирует по законам бытия 3) для норм функционирования организма необходимо поддерживать состояние целостности (баланс организма и внешней среды). Целостность организма определяет наше функц состояние, здоровье 4)причина нарушения психологич баланс ...
Приложения
Приложение 1
Шкала социально-психологической адаптированности
Инструкция. На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и отметьте одну из цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) в зависимости от того, в какой степен ...
Нарушения внимания
Внимание характеризует динамику избирательного протекания психических процессов, само внимание - не психический процесс, т.к. нет ни продукта, ни предмета.
Модально-неспецифические нарушения внимания:
1) ослабление внимания;
2) сужение объема внимания;
3) снижение концентрации внимания;
4) трудности переключения внимания;
5) истощ ...