Формирующий экспериментСтраница 1
На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. В нем ставилась задача проследить изменения умения общаться в процессе разработанного комплекса занятий.
Ведущей формой работы с детьми явились занятия этического характера. Для обучения детей умению межличностного общения предлагается цикл из 12 занятий (см. приложение № 5).
Продолжительность занятий 35-40 минут. Проводились они во второй половине дня.
Каждое занятие ставит своей целью обучить:
- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике (занятие №1);
- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент) (№2);
- умению использовать речевые вариативные формулы (приветствие, прощание, благодарности (№3-5);
- умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов (№6);
- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом друг к другу (№7);
- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение (№8);
- умению внимательно выслушивать собеседника (№9);
- умению понимать эмоциональное настроение другого (сопереживать) (№10-11);
- умению вести себя в конфликтной ситуации.
Формы работы при формировании эксперимента.
Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми, структура занятий и используемые педагогические приемы.
Поэтому благодаря и постоянному персонажу – Феи из страны Вежливости – между воспитателем и детьми устанавливаются следующие стили общения.
«взрослый» - «дитя», используя этот стиль, педагог выступает в роли Феи, которая делится с детьми своим опытом, обучая их;
«взрослый» - «»взрослый», с помощью этого стиля дети выступает в роли «взрослых» - помощников Феи, ее защитников. Они превращаются в волшебников, художников, докторов.
Структура бесед состояла из четырех этапов:
- ритуал начала занятия,
- постановка проблемы,
- своевременный поиск путей решения проблемы,
- ритуал прощания.
В содержании занятий включены игры и игровые упражнения, которые широко используются в психо-коррекционной и психопрофилактической работе с детьми. разработаны М.И. Чистяковой и О.В. Хухпаевой. Ритуал начала занятия представляет собой игру или игровое упражнение, направленное на:
- закрепление умений невербального общения: «Угадай-ка», «Ролевая гимнастика», «Скульптура», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Связующая нить», «Снежный ком», «Паровозик», «Комплимент»;
- развитие умений, направленных на распознавании чувств: «Море волнуется».
Все перечисленные игровые упражнения использованы с целью двигательного раскрепления детей, преодоления их пассивности, скованности.
В основной части занятий мы использовали следующие приемы:
1. Игровые упражнения, направленные на:
- развитие умения общаться без слов: «Через стекло»;
- гармонизацию осознания имени: «Как можно нас называть по-разному»;
- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
- развитие умения слушать собеседника: «Испорченный телефон»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».
2. Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси – лебеди», «Царевна-лягушка», немецкой сказке «Кукушка», «Волшебное слово» В. Осевой; «Как слон спас хозяйку от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен; «Вини-Пух» А. Миллер.
Математическая обработка исследования
На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют пре ...
Радость
Радость - положительная эмоция, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости. В связи с тем, что чувство радости гармонизирует состояние человека, насыщая его самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром и миросозданием в целом, эмоция эта, по объективным причинам, является относитель ...
Эмоции в воспитании детей.
поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего интересуют проблемы, связанные с твоим обучением, школьными нагрузками, и они не замечают главной сложности твоего возраста - а ты тем временем взросле ...