Теоретические проблемы исследования. Базовые понятия проблемы
исследованияСтраница 2
Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе.[11,c.21-23]
Наиболее полным, на наш взгляд, является определение А.Ц. Пуни: «Характером называется совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношении ее к действительности».
Несмотря на то, что в настоящее время, нет однозначных толкований характера, можно утверждать, что все исследователи сходятся во мнении, что характер не сводится только к совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, это так же те черты личности, которые выражают отношение человека к действительности, к общественно-трудовой деятельности, к другим людям, к самому себе.
Понятие акцентуации характера впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор Неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард.[20,c.76] Он считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.[21,c.365]
В настоящее время существует так же множество определений акцентуаций характера.
В кратком словаре системы психологических понятий К.К.Платонова акцентуации характера рассматриваются как «различные, еще не ставшие патологией особенности характера (скрытая акцентуация), являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям (явная акцентуация) (лат. accentus-ударение)».[18,c.9]
Согласно определению Каменской Е.Н. «акцентуация характера - «слабые места» характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями».[8,c.178]
В словаре-справочнике М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович «акцентуации характера – чрезмерная выраженность его отдельных черт».[7,c.11]
Столяренко Л.Д. считает, что «акцентуация характера – гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими.»[21,c.365]
В работах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главным остается все-таки понятие «акцентуация личности». В свою очередь А.Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. Скорее всего, справедливо использовать оба сочетания – и «акцентуированная личность» и «акцентуация характера».
По исследованиям А.Е. Личко патохарактерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она или явная, а также от социальных условий.
Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления.
Когнитивное реструктурирование
Изначально когнитивная психотерапия не использовалась для коррекции ошибочных представлений о физических ощущениях, а была направлена на выработку в тревожных ситуациях стратегий совладания. Мы называем это «копинг-ориентированная когнитивная психотерапия». Первые результаты исследований сравнительной эффективности поведенческих и ко ...
Внимание как фактор успешной учебной деятельности.
«…Внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все,
что только входит в душу человека
из внешнего мира».
К.Д. Ушинский.
Внимание– это психический процесс (психическое состояние), сущностью которого является направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, действии, процессе или явлении.
Человек направ ...
Темперамент и деятельность. Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной ...