Возрастные закономерности и механизмы формирования характера у подростковСтраница 2
С точки зрения А.Н. Леонтьева, именно в дошкольном возрасте начинает складываться личность в ее основных психологических чертах.[11,c.377-379]
Проявление коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.
Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки.[4,c.236]
Младший школьный возраст.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьников организованность, систематичность, целеустремленность, трудолюбие.[4,c.236]
В процессе воспитания дисциплины у младших школьников формируется важная волевая черта характера: выдержка или сдержанность, внутреннее торможение. Ученики приучаются контролировать себя, делать усилия и не поддаваться непосредственным импульсам. Младшие школьники с первых дней приучаются к аккуратности.
В младшем школьном возрасте гораздо большее значение и гораздо большую сферу применения, чем у дошкольников, приобретает такая важная черта характера, как чувство долга.
Самое существенное в воспитании характера младшего школьника – единство требований к нему в школе и семье.[11,c.391-393]
Средний школьный возраст.
Формирование характера у подростков нельзя понять, не учитывая резких изменений в организме, условиях жизни и психике. Можно сказать, что характер в этот период жизни ученика подвергается большим испытаниям.
Рост в психическом и физическом развитии, новое положение в семье, предъявляемые повышенные требования создают почву для той черты характера, которую можно назвать у подростков стержневой: стремление к самостоятельности, желание походить на взрослых и не походить на детей, требование обращения с подростками как со взрослыми.
Направленность подростка ярко выступает в его отношении к учению, труду, играм. С общим ростом сознательного отношения подростка к действительности усиливается и его сознательное отношение к учению.
Говоря о направленности подростков как важном компоненте характера, прежде всего, следует отметить возросшую по сравнению с младшими школьниками, ясность и определенность их интересов. У подростков повышается сознательность и мотивированность интересов. В интересах подростков более чем у младших школьников, проявляется характер.
В связи с развитием стремления к самостоятельности, с возросшей активностью, с повышением уровня сознания и самоконтроля, с расширением и усложнением сфер деятельности у подростков развиваются волевые черты.
Потребность в удовлетворении, которая раньше давала работа
Отношения человека к работе на протяжении всей жизни влияет на его отношение к выходу на пенсию. Многие люди проводили за работой столько времени, что их самоуважение было неразрывно связано с их профессиональной деятельностью. Все, чем они занимались в свободное время, не имело для них такого значения, как работа. Выход на пенсию для т ...
Какой психолог нужен школе?
С приходом психолога в школу тесно связаны большие социальные ожидания, о которых он ни на минуту не должен забывать. Определив психолога, в школу пришла психология как насущная потребность школьной жизни. Чтобы школа стала более гуманной, способствующей личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя, стратегию программы шк. ...
Методы, выявляющие объективную картину межличностных отношений
Среди объективных методов, используемых в группе дошкольников, наиболее популярными являются:
♦ социометрия,
♦ метод наблюдения,
♦ метод проблемных ситуаций.
Остановимся на описании этих методов подробнее. ...