Особенности проявления акцентуаций характера у подростков.
Страница 2

Материалы по психологии » Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами » Особенности проявления акцентуаций характера у подростков.

Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателей. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают и предпочитают одиночество или общение с близким другом.

Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий. Срывы часто возникают тогда, когда подросток осознает невыполнимость лелеемых планов, нереальность надежд и желаний.

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто страшатся темноты, животных, боятся остаться одни, быть запертыми дома. Робки и застенчивы среди посторонних и в необычной обстановке. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием. Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Страшатся всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски.

Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей неполноценности. Могут возникнуть суицидные намерения. Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. Сенситивные юноши обычно не курят. В алкогольном опьянении вместо эйфории нередко можно наблюдать депрессивные переживания.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Отказ отвечать предпочитают неправде.

Психастенический тип в детстве, наряду с некоторой робостью и пугливостью, рано проявляется моторная неловкость, склонность, к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. Иногда уже в детском возрасте начинаются фобии, т. е. боязнь незнакомых людей, темноты, страх оказаться за запертой дверью.

Критическим периодом, когда психастенические черты начинают раскрываться во всей полноте, обычно бывают первые классы школы, когда безмятежное детство сменяется требованиями к чувству ответственности.

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых страхов. Опасения адресуются к возможному, даже к маловероятному, в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с близкими. Мальчикам бывает особенно свойственна тревога за мать.

Подростковая реакция эмансипации выражена слабо и нередко замещена патологической привязанностью, к кому-либо из близких. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой.

С первых лет дети с шизоидным типом любят играть одни, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе друга по душе, быстрая истощаемость в контакте побуждают к еще большему уходу в себя.

Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту и подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без дозволения в мир его интересов, увлечений и фантазий.

Алкоголизация встречается редко. Опьянение обычно не сопровождается эйфорией.

Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Лишь в части случаев черты эпилептоидного типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Наряду с этим, могут выявиться садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к игрушкам, всему «своему» и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. Главной чертой является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений.

Страницы: 1 2 3 4


Профессионально важные психологические качества личности и психологическая структура профессионального роста сотрудников
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК. Вопрос о развитии ПВК и формировании подсистем ПВК является одним ...

Анализ полученных результатов
После подсчета баллов по каждой октанте с помощью «ключа» к опроснику, были получены следующие результаты (таблица 1). Таблица 1 Результат диагностики представления о себе (ПС) I II III IV V VI VII VIII Юрий К. 3 4 3 3 6 5 11 9 Дмитрий Б. 1 5 5 4 10 10 1 ...

Прогностическая значимость психопатологических проявлений (феноменологическая диагностическая ось)
Основой подавляющего большинства современных работ по изучению теоретических и прикладных проблем пограничной психиатрии является использование клинико-психопатологического метода. Считается, что он остается "единственным общепризнанным и надежным диагностическим инструментом, основывающемся на феноменологическом анализе состояния& ...