Результаты эмпирического исследования. Анализ
корреляционно-статистических связей самооценки и адаптацииСтраница 6
Из связей шкалы эмоциональной комфортности (ЭК) со шкалами самоуверенности (Смвр) r0,5=0,33, отраженного самоотношения (ОС) r0,1=0,43, самоценности r0,1=0,44 и внутренней конфликтности (ВК) r0,1=-0,39 следует, что чем более выражена свобода эмоциональных проявлений, тем более развиты такие качества, как самоуверенность, субъективное мнение о способности вызывать симпатию у окружающих, самоценность и менее характерна внутренняя конфликтность.
Шкала эмоциональной дискомфортности (ЭД) коррелирует со шкалами необщительности (Нобщ) r0,5=0,37, самоуверенности (Смвр) r0,5=-0,37, отраженного самоотношения (ОС) r0,5=-0,35, внутренней конфликтности (ВК) r0,1=0,45 и шкалой самообвинения (Смбв) r0,1=0,47. Можно сделать вывод о том, что чем более выражена несвобода эмоциональных проявлений, тем более развиты такие качества, как внутренняя конфликтность, необщительность, самообвинение, и менее характерна самоуверенность и субъективное мнение о способности вызывать симпатию у окружающих.
Шкала внутреннего контроля (ВтК) коррелирует со шкалами саморуководства (Смрк) r0,5= -0,35 и самопривязанности (Смпв) r0,1=-0,50, что свидетельствует о готовности к изменению "Я-концепции" и недостаточном волевом контроле для преодолевания внешних и внутренних препятствий индивидов с внутренним локусом контроля.
Шкала внешнего контроля (ВшК) коррелирует со шкалами необщительности (Нобщ) r0,5=0,31 и внутренней конфликтности (ВК) r0,5=0,38, что свидетельствует о замкнутости в сфере общения и преобладании негативного фона отношения к себе индивидов с внешним локусом контроля.
Шкала доминирования (Дмн) положительно связана со шкалой самоценности (Смцн) r0,5=0,37, из чего можно сделать вывод, что индивидам, высоко оценивающим собственную личность, характерны лидерские качества.
Шкала ведомости (Вдм) коррелирует со шкалами зависимости (Звс) r0,5=0,33, необщительности (Нобщ) r0,5=0,31, самоуверенности (Смвр) r0,1=-0,43, отраженное самоотношение (ОС) r0,5=-0,35, самоценности (Смцн) r0,5=-0,38 и шкалой внутренней конфликтности (ВК) r0,5=0,36. Это свидетельствует о том, что чем выше зависимость, необщительность и внутренняя конфликтность, тем выше ведомость. А также чем выше самоуверенность, отраженное самоотношение и самоценность, тем ниже ведомость.
Из связей интегральной шкалы адаптации (A) со шкалой общительности (Общ) r0,5=-0,37 следует, что чем более в структуре личности выражены адаптивные формы социально-психологического взаимодействия, тем менее характерны такие свойства как общительность и удовлетворенность собственной "Я-концепцией".
Интегральная шкала самовосприятия (S) коррелирует со шкалами зависимость (Звс) r0,1=-0,56, самоуверенность (Смвр) r0,1=0,49 и шкалой самоценности (Смцн) r0,5=0,35. Следовательно, что чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность и самоценность.
Корреляции шкалы принятия других (L) со шкалами зависимости (Звс) r0,1=-0,55 и самоуверенности (Cмвр) r0,1=0,41 говорят о том, чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность.
Интегральная шкала эмоциональной комфортности (E) коррелирует со шкалами зависимости (Звс) r0,1=-0,54, самоуверенности (Смвр) r0,1=0,56 и самоценности (Смцн) r0,5=0,38, то есть чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность, самоценность и самообвинение.
Корреляции шкалы интернальности (I) со шкалами зависимости (Звс) r0,5=-0,34 и самоуверенности (Смвр) r0,1=0,4, то есть, чем более выражено позитивное отношение к собственной личности, тем для данной личности более свойственны независимость, самоуверенность.
Шкала стремления к доминированию (D) связана со шкалами независимости (НЗвс) r0,1=0,53 и закрытости (Зкр) r0,5=-0,30, что свидетельствует об избегании независимости и открытости в общении индивидов, стремящихся к лидерским позициям.
Итак, из приведенного выше следует, что существует корреляционная связь между адаптацией и самооценкой в старшем школьном возрасте. Эти существующие значимые связи подтвердились, следовательно, гипотеза, поставленная в начале нашей работы является достоверной.
Характеристика свойств внимания
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Если ...
Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...
Теории лидерства
В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. Влияют ли черты личности лидера на его положение в группе (его статус) или его личностные качества не играют роли совсем? Этот вопрос меня очень заинтересовал.
«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и хар ...