Основные направления изучения личности руководителя в процессе профессионального роста
Страница 4

Немаловажным звеном в системе отношений является доминантность, рассматриваемая как потребность лидировать. Руководить и лидировать отнюдь не тождественные понятия. И зачастую руководитель является лишь формальным лидером в коллективе. Однако, зарубежными авторами установлено, что "в тех случаях, когда руководитель не выступает в роли лидера в коллективе, подчиненные реализуют примерно 60-65% своих возможностей"[68].

Таким образом, существует особый компонент в структуре системы отношений - это карьерные устремления и уверенность в том, что цели будут достигнуты.

2. Ось У в трехкомпонентной системе оценки отождествляет собой личностно-профессиональные качества руководителя.

"Общество определяет формы деятельности и свои требования к деятельности индивида, а личность вырабатывает свои, то есть индивидуальные, формы активности и связывает все это в деятельности"[69].

Активность личности выступает в различных формах: работоспособности, конкретных индивидуальных умений личности, причем одна непременно связана с другой формой. Так, у человека может быть высокий уровень притязаний, потребность в руководящей должности, однако, может быть неадекватным представление о своих возможностях и недооценка сложности внешних условий, что не приведет к эффективному результату деятельности.

Таким образом, необходимы согласованность и оптимальное сочетание разных компонентов, "с помощью которых личность как субъект включается в решение задач ." [70]

Зависимость наличия необходимых профессиональных качеств зачастую может опережать соответствующее образование. Американский экономист Йозеф Шумпетер исследовал, с чем сталкиваются большинство слушателей школ бизнеса и других подобных учреждений. Изучая такие предметы, как анализ хозяйственной деятельности, маркетинг, бухгалтерский учет, сметы затрат, управление, финансы и тому подобное, слушатели предполагают, что с их помощью смогут понять сущность предпринимательства. Между тем, люди, начинающие какое-либо дело, зачастую обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными. Более того, Шумпетер убеждает, что связь между профессиональными качествами предпринимателя и его образованием практически отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются большими способностями к предпринимательству, чем люди, прошедшие подготовку по другим дисциплинам.[71]

Но, останавливаясь на личностно-профессиональных качествах руководителя, нельзя забывать, что управление - это всегда процесс взаимоотношений. Наукой и практикой доказано, что успех деятельности руководителя зависит в не меньшей степени, по сравнению с профессиональными знаниями, от умения работать с людьми. Святой Бенедикт еще в 6-м столетии знал, насколько трудно управлять людьми. Он писал: "Аббат всегда размышляет о том, что он собой представляет; размышляет о том, что говорит его имя; и знает, что кому больше доверено, с того больше и спрашивается. Он представляет себе, насколько тяжела и терниста взятая им на себя задача - направлять души и учитывать своеобразие многих людей. На одних он воздействует добротой, на других - порицанием, на третьих - убеждением. К наклонностям и способностям одного приспосабливает каждого другого и сам настолько приспосабливается, что не только не испытывает трудностей от доверенного ему "стада", но и радуется росту этого хорошего "стада"[72].

3. И, наконец, ось Z отождествляет собой взаимоожидания коллектива и его будущего руководителя. Ожидания - термин социально психологии, известный в науке как экспектации. "Экспектации - система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Экспектации представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе".[73]

Различают две стороны экспектации - право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Под взаимоожиданиями в данном исследовании понимается степень соответствия ожиданий коллектива от руководителя, ожиданиям руководителя от коллектива и от работы на соответствующей должности.

К настоящему времени разработано и активно используется достаточно много психодиагностических методик, фиксирующих уровень развития и функциональной выраженности отдельных личностных свойств. Согласно современным представлениям, психодиагностический применяемый инструментарий необходимо обосновать с трех различных точек зрения.

Во-первых, с точки зрения психометрики, показав надежность и валидность проводимых с помощью диагностической методики измерений.

Во-вторых, с точки зрения предметной области психологии, определив концептуальную роль диагностических переменных.

В-третьих, с точки зрения практического использования, показав преимущества вводимой методики применительно к анализу конкретной диагностической ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Организация исследования
Цель данного исследования – проанализировать личностную сферу студента в процессе межличностных отношений, возникающих в группе. Задачи данного исследования следующие: - выявить представления субъекта о себе и идеальном «Я» при взаимоотношениях в группе (на основе межличностных отношений); - оценить состояние личности и атмосферу при ...

2-й этап. Внимание к другому
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему . Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я , что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — от ...

Состояния личности
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем груповом н ...