Экспериментальное исследование психологической готовности к школьному
обучению детей 6 – 7 летСтраница 3
Конечно, эта задача не осуществима в ситуации тестового обследования. Поэтому родителям было предложено ответить на вопросы коммуникативно-личностного опросника для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми» (Приложение 1).
Отношение к себе.
Третий компонент личной готовности к школе связан с развитием самосознания ребенка, что проявляется, в частности, в изменении его самооценки. Чтобы определить уровень самооценки ребенка мы использовали методику «Какой Я?» (Приложение 2).
Интеллектуальная готовность
На основании вышеизложенных теоретических представлений включены в диагностический комплекс следующие тестовые процедуры:
1. «Нелепицы»: Цель:
установление эмоционального контакта с ребенком (Приложение 3).
2. Пространственно-арифметический диктант: Цель:диагностика произвольности (умения действовать по правилам) и диагностика наглядно образного мышления (ориентировка в пространстве). Педагогический аспект - диагностика сформированность навыков счета в пределах 10 (Приложение 4).
3. «Последовательные картинки»: Цель:диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношение и диагностика развития монологической речи (Приложение 5).
4. «Геометрические фигуры»: Цель:
диагностика уровня развития наглядно - схематического мышления и умения действовать по образцу. Педагогический аспект - диагностика знания ребенком названий геометрических фигур (Приложение 6).
5. «Аналогии»: Цель:
диагностика сформированности основ понятийного мышления (Приложение 7).
6. «Логопедический»: Цель:
диагностика звукопроизношения и умения произвести звуко-буквенный анализ (Приложение 8).
7. «Запрещенные слова»: Цель:диагностика произвольности в общении со взрослым и умения действовать по правилам (Приложение 9).
8. «Ключи»: Цель:
диагностика умения устанавливать и использовать закономерности (Приложение 10).
9. «Чтение»: Педагогический аспект - диагностика знания букв, умения читать (Приложение 11).
10. «Рисунок человека»: Цель:диагностика образного мышления и тонкой моторики (Приложение 12).
11. «Составление слов»: Цель:диагностика наглядно-схематического мышления и словарного запаса (Приложение 13).
Если по сумме баллов (суммируется результат по анкетам и по субтестам) результат ребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендацию обратиться к психологу и/или к логопеду (ниже 18 — желательно, ниже 16 — обязательно).
При просмотре анкеты можно сразу выделить группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 - о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 - о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой - либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностике, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых родителям для занятий дома.
Индивидуальная психология адлера
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения (Adler, 1964]. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в осно ...
Соционика как наука.
Соционика—это наука, заним-ся изучением способов обмена инфой между людьми. По мнению учёных, соционика м/не только описывать, но и прогнозировать поведение чел, а знание её законов позволит понять суть соц-эк межгос и межличностных отн-ий. Знание законов соционики м/оказаться полезным при решении сугубо практич задач, формир устойчи ...
Память и ее значение в процессе усвоения знаний.
«Все развитие человека совершается
не иначе, как в области памяти
и через ее посредничество…»
К.Д. Ушинский.
Под памятью
обычно понимается запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.
Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является р ...