Экспериментальная работа по развитию познавательных
интересов у детей старшего школьного возраста. Методы
диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьниковСтраница 3
Учитель, должен быть заинтересован в повышении эффективности своей деятельности, обращать внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, а также определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.
Нами использованы 3 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся 8 класса (автор О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение 1). Результаты анкетирования в таблице 4-6.
Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента
Методика разработана О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов
Таблица 4
Рейтинг учебных предметов
№ п/п |
Предмет |
Рейтинг |
1 |
Изобразительное искусство |
291 |
2 |
Физкультура |
289 |
3 |
Алгебра |
269 |
4 |
Физика |
245 |
5 |
Геометрия |
243 |
6 |
Музыка |
207 |
7 |
Английский язык |
203 |
8 |
Русский язык |
191 |
9 |
Химия |
188 |
10 |
Технология |
183 |
11 |
География |
181 |
12 |
Родной язык |
171 |
13 |
История |
167 |
14 |
Биология |
160 |
15 |
Литература |
159 |
16 |
Обществознание |
137 |
По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).
Существует небольшой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).
При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.
Таблица 5
Фамилия, имя |
Вопросы | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 | ||
Агаджанян А.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Бесхмельнов А.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Горохов И.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Коновалова Н.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Лыпин А.А. |
+ |
+ | ||||||||||||||||
Миронов А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Никитин А.В. |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||
Орехова Е.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Осадчая В.В |
+ | |||||||||||||||||
Полянская О.А. |
+ | |||||||||||||||||
Рахманов С.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Скрыль К.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Шульгин Е.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Шульгина А.В. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||||
Юрин В.И. |
+ | |||||||||||||||||
Психология и другие науки. Их взаимодействие
Психология имеет многогранные связи, как с естественными, так и с социальными науками. С естественными науками психология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснования закономерностей развития психики, проблемами врожденного и приобретенного, Что считаются центральными в психологии, так и в генетике, пробл ...
Кризис 3-х лет
Ранний возраст – это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила ме ...
Характеристика произвольного и непроизвольного запоминания
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Физиологической основой памяти является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в мозгу. Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии ориентировки, внимания, ...