Экспериментальная работа по развитию познавательных
интересов у детей старшего школьного возраста. Методы
диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьниковСтраница 3
Учитель, должен быть заинтересован в повышении эффективности своей деятельности, обращать внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, а также определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.
Нами использованы 3 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся 8 класса (автор О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение 1). Результаты анкетирования в таблице 4-6.
Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента
Методика разработана О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов
Таблица 4
Рейтинг учебных предметов
№ п/п |
Предмет |
Рейтинг |
1 |
Изобразительное искусство |
291 |
2 |
Физкультура |
289 |
3 |
Алгебра |
269 |
4 |
Физика |
245 |
5 |
Геометрия |
243 |
6 |
Музыка |
207 |
7 |
Английский язык |
203 |
8 |
Русский язык |
191 |
9 |
Химия |
188 |
10 |
Технология |
183 |
11 |
География |
181 |
12 |
Родной язык |
171 |
13 |
История |
167 |
14 |
Биология |
160 |
15 |
Литература |
159 |
16 |
Обществознание |
137 |
По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).
Существует небольшой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).
При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.
Таблица 5
Фамилия, имя |
Вопросы | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 | ||
Агаджанян А.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Бесхмельнов А.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Горохов И.А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
Коновалова Н.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Лыпин А.А. |
+ |
+ | ||||||||||||||||
Миронов А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Никитин А.В. |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||
Орехова Е.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Осадчая В.В |
+ | |||||||||||||||||
Полянская О.А. |
+ | |||||||||||||||||
Рахманов С.С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Скрыль К.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
Шульгин Е.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
Шульгина А.В. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||||
Юрин В.И. |
+ | |||||||||||||||||
Методические рекомендации по проведению игр
Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При ...
Общение как возможность coвместной
деятельности
В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений[11]. В философском словаре взаимоде ...
Методика контрольного эксперимента
На заключительном этапе исследования нами был проведен контрольный срез по определению умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Нами были использованы те же тесты, что и в констатирующем эксперименте, проводились тесты по сформированности 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения (см. приложение №6, №7 ...