Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста. Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников
Страница 3

Материалы по психологии » Формы и методы развития познавательного интереса у старших школьников » Экспериментальная работа по развитию познавательных интересов у детей старшего школьного возраста. Методы диагностики по развитию познавательных интересов у старших школьников

Учитель, должен быть заинтересован в повышении эффективности своей деятельности, обращать внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне, а также определить наличный уровень мотивации учащихся и ее динамику при использовании различных форм, методов обучения, подбора содержания предмета.

Нами использованы 3 анкеты по выявлению направленности и характера познавательных интересов учащихся 8 класса (автор О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение 1). Результаты анкетирования в таблице 4-6.

Результаты методики «Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов» на констатирующем этапе эксперимента

Методика разработана О.Б. Островским, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена и направлена на выявление выявить направленности и характера познавательных интересов

Таблица 4

Рейтинг учебных предметов

№ п/п

Предмет

Рейтинг

1

Изобразительное искусство

291

2

Физкультура

289

3

Алгебра

269

4

Физика

245

5

Геометрия

243

6

Музыка

207

7

Английский язык

203

8

Русский язык

191

9

Химия

188

10

Технология

183

11

География

181

12

Родной язык

171

13

История

167

14

Биология

160

15

Литература

159

16

Обществознание

137

По предметной направленности познавательные интересы в этом классе физико-математические (физика, алгебра, геометрия), практические (физкультура), эстетические (ИЗО, музыка).

Существует небольшой разрыв между предметами одной группы. Это показатель несформированности и неосознанности интересов – признак аморфности познавательных интересов, нежелания или неспособности преодолеть лень, свидетельство целенаправленного педагогического противодействия (со стороны товарищей из числа тех, у кого интересы не сформированы; со стороны недальновидных родителей, привыкших за много лет к формальному выполнению домашних заданий, и часто жалующихся на перегрузку своих детей; со стороны «сердобольных», т.е., как правило, малоквалифицированных учителей и классных руководителей, которые на фоне специалистов, работающих по программе повышенного уровня, неуклонно теряют свой авторитет и влияние на детей).

При ответе учащимися на второй вопрос анкеты, нами была выявлена мотивация интереса учащихся к изучению русского языка и литературы. Были получены следующие результаты.

Таблица 5

Фамилия, имя

Вопросы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Агаджанян А.С.

+

+

+

+

+

+

+

Бесхмельнов А.С.

+

+

+

+

+

Горохов И.А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Коновалова Н.В.

+

+

+

+

+

+

+

Лыпин А.А.

+

+

Миронов А.

+

+

+

+

+

Никитин А.В.

+

+

+

Орехова Е.С.

+

+

+

+

+

Осадчая В.В

+

Полянская О.А.

+

Рахманов С.С.

+

+

+

+

+

Скрыль К.Е.

+

+

+

+

+

Шульгин Е.В.

+

+

+

+

+

+

+

Шульгина А.В.

+

+

+

+

Юрин В.И.

+

Страницы: 1 2 3 4 5


Методические рекомендации по проведению игр
Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При ...

Общение как возможность coвместной деятельности
В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений[11]. В философском словаре взаимоде ...

Методика контрольного эксперимента
На заключительном этапе исследования нами был проведен контрольный срез по определению умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Нами были использованы те же тесты, что и в констатирующем эксперименте, проводились тесты по сформированности 1-го и 2-го ряда умений межличностного общения (см. приложение №6, №7 ...