Вопросы в споре и виды ответовСтраница 1
Способность полемистов правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять его отношение к обсуждаемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста.
В главе II мы достаточно подробно рассмотрели виды вопросов, которые позволяют получить необходимую информацию в деловых беседах и переговорах. Здесь мы еще раз остановимся на этой проблеме для того, чтобы показать, какую роль играют вопросы в споре, какие из них употребляются наиболее часто и как они используются для достижения победы.
Немецкий философ И.Кант писал:
"Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего'он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето".
Вопросы различаются и по форме. Если их предпосылками являются истинные суждения, то вопросы считаются корректными (правильно поставленными).
Некорректными (неправильно поставленными) считаются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения.
.Например, во время одной дискуссии некой девушке поставили следующий вопрос: "По каким проблемам вам чаще всего приходится ссориться со своими сверстниками?" Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, ссорится ли вообще девушка со своими сверстниками, а потом уже, при положительном ответе, уточнить, по каким проблемам.
Герой одного из рассказов М. Салтыкова-Щедрина рассказывает:
"Есть у меня приятель-судья, очень хороший человек. Пришла к нему экономка с жалобой, что такой-то писец ее изобидел: встретившись с ней на улице, картуза не снял . Подать сюда писца.
- Ты по какому это праву не поклонился Анисье?
- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .
- Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье?
- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .
- Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье?
- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .
- Ты мне говори: отвалятся у тебя руки? А? Отвалятся?
- Да помилуйте, ваше высокоблагородие .
- Нет, ты не вертись, а отвечай прямо: отвалятся у тебя руки или нет ?
La question ainsi carrement posee1, писец молчит и переминается с ноги на ногу. Приятель мой во всем блеске заслуженного торжества.
- Что же ты молчишь ? Ты говори: отвалятся или нет ?
- Нет, - отвечает подсудимый с каким-то злобным шипением.
- Ну, следственно ."
Как видим, рассуждения судьи не отличаются строгой логикой. Подменяя один вопрос другим, он ставит писца в неловкое положение и вынуждает его согласиться с ним, хотя подсудимый делает это с явным неудовольствием. Вопрос: "Отвалятся у тебя руки или нет?", по сути является некорректным, не имеющим никакого отношения к предмету разговора. С подобными ситуациями приходится стал киваться и в публичных спорах.
Кроме того, в вопросах отражается отношение к говорящему, стремление либо поддержать, либо дискредитировать его и высказанные им суждения в глазах присутствующих.
Вспомним одного из героев повести С.Антонова "Дело было в Пенькове", главный интерес которого при посещении лекций заключался в возможности задавать приезжим ученым людям вопросы:
"Шла ли речь о новом романе, о планете Марс или мерах борьбы с глистами, он всегда спрашивал в конце одно и то же: "Что такое нация?" Ответ дедушка знал назубок и радовался, как маленький, если лектор отвечал своими словами или вообще под разными предлогами увиливал от ответа. "Срезал, - радостно хвастался дедушка, - гляди-ка, у него полный портфель книг, а я его все-таки срезал!"
Нарушения внимания
Внимание характеризует динамику избирательного протекания психических процессов, само внимание - не психический процесс, т.к. нет ни продукта, ни предмета.
Модально-неспецифические нарушения внимания:
1) ослабление внимания;
2) сужение объема внимания;
3) снижение концентрации внимания;
4) трудности переключения внимания;
5) истощ ...
Рекомендации по проведению
психологической работы с беременными женщинами
Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:
1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;
2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;
3. женщины, решившие по разным причинам прерва ...
Психология здоровья в подростковом возрасте
Термин “психическое здоровье” был введен ВОЗ в 1979г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. ВОЗ дает также и другое определение: психическое здоровье-состояние, способст ...