Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности. Организация эксперимента
Страница 1

Материалы по психологии » Психологические особенности отношения к материнству » Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности. Организация эксперимента

Цель эксперимента: Изучить отношение к материнству и смысловую сферу женщины в период беременности.

Задачи эксперимента:

1. Проанализировать отношения беременной женщины (к самой себе, окружающим и т.п.).

2. Рассмотреть особенности смысловой сферы женщины в период беременности.

3. По результатам эмпирического исследования разработать рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами.

При изучении отношения к материнству и смысловой сферы беременной женщины были использованы «Тест отношений беременной» (ТОБ, И.В. Добрякова) (см. приложение 1), для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay) (см. приложение 2), также была разработана социологическая анкета для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента (см. приложение 3).

Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной» послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается в каждом блоке выбрать только одно утверждение, наиболее соответствующий её состоянию.

Блок А

(отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:

1. отношение к беременности;

2. отношение к образу жизни во время беременности;

3. отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б

(отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:

1. отношение к себе, как к матери;

2. отношение к своему ребёнку;

3. отношение к вскармливанию ребёнка грудью.

Блок В (

отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:

1. отношение ко мне беременной мужа;

2. отношение ко мне беременной родственников и близких;

3. отношение ко мне беременной посторонних людей.

На основе результатов методики ТОБ беременную женщину можно отнести к одной из трёх групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.

Первая группа женщин включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД).

Вторая группа может быть названа «группой риска». В неё следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин на ранних этапах их развития, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является профилактикой проблем с грудным вскармливанием, послеродовых невротических и психических расстройств.

Простота использования теста даёт возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, терапевтами. Выявив выраженные нарушения у беременных женщин, они могут рекомендовать им обратиться за помощью к психологу или к психотерапевту. Это будет способствовать ранней диагностике нервно-психических расстройств у беременных.

Для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (см. приложение 2). Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей - целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.

Страницы: 1 2


Катамнез больных с пограничными психическими расстройствами разной выраженности
Нозологическая и синдромологическая структура пограничных психических расстройств не всегда определяет, как было показано выше, динамику и исход заболевания. При одинаковых клинических вариантах прогноз заболевания нередко оказывается различным, а катамнез при "легких" формах в инициальном периоде – менее благоприятным, чем пр ...

Исследовательские диагностические критерии МКБ-10
А. Рекуррентные панические атаки, не связанные со специфическими ситуациями или предметами, а часто случающиеся спонтанно (эти эпизоды непредсказуемы). Панические атаки не связаны с заметным напряжением или с проявлением опасности или угрозы жизни. Б. Паническая атака характеризуется всеми следующими признаками: · это дискретный эпизо ...

Культура. Формирование психологической культуры членов коллектива.
Есть такая сторона в формировании климата коллектива – это формирование психологической культуры членов коллектива. Обучением психологической культуры следует начинать с подросткового возраста, так как именно в нем возникает настоящая потребность в информации о своей личности. Также необходима информация о человеческой личности и меж ...