Мотивы и детерминанты изменения личностных качеств в ходе профессионального
роста руководителяСтраница 1
В соответствии с выводами Е.П. Ильина, возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими факторами[18].
К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, морфологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом - соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна), физиологические особенности (уровень максимального потребления кислорода - МПК, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента), простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т.д.
К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мотивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей и факторов.
Отражением сплава врожденного и приобретенного является понятие "качество": качество, можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен - природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями[19]. При этом в качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые помогают проявлению той или иной стороны возможностей.
Как показано в работах исследователей, одна и та же сторона возможностей может выступать и как качество, и как способность: все зависит от угла рассмотрения - фенотипа или генотипа, наличного уровня или прогноза[20]. Однако важно при этом иметь в виду, что реально выделить в качестве степень влияния приобретенного и врожденного можно только относительно (последнее - по количеству и выраженности задатков). Поэтому о способностях, как подчеркивает Б.Г. Ананьев, можно только судить (большие они или меньшие у данного человека), а качества, т.е. наличный уровень, можно измерять с помощью специальных тестов и приборов. Важным отличием понятия "качество" от понятия "способности" состоит в том, что первые могут характеризовать не только функциональные возможности человека, но и человека как личность. Поэтому наряду с двигательными качествами, качествами ума и т.п., выделяют нравственные, волевые качества, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретаются в процессе его социализации и воспитания[21].
Положение о развиваемости способностей стало аксиоматичным, не требующим доказательств. А.Н. Леонтьев писал, что «у человека нет никаких способностей, кроме способности к развитию»[22]. В действительности же доказать развитие способностей не так просто: способности не измеряемы, измеряются качества, т.е. фенотипические характеристики человека и именно их изменение и принимается за развитие способностей. И все же ряд данных дают основание говорить о развитии не только качеств, но и способностей. Имеется в виду изменение в процессе деятельности (тренировки) задатков способностей.
Считается, что способности выявить можно только в процессе выполнения деятельности[23]. Действительно, практика обучения показывает, что быстрота и качество овладения знаниями и умениями, а также конечный уровень достижений в избранном виде деятельности позволяют в определенной мере судить об имеющихся у человека способностях, и одаренности. Однако, с нашей точки зрения, успехи в любой деятельности зависят от многих факторов (мотивов, условий деятельности, мастерства обучающих и т.д.). Существует компенсация способностей (компенсация за счет опыта; компенсация за счет стиля деятельности; истинная компенсация) и одним из её видов является обеспечение эффективности деятельности путем применения знаний и умений. Об этом виде компенсации тоже говорил Б.М. Теплов, считая, что знания и умения не входят в структуру способностей. Они могут детерминировать побуждения (цель, стремление, потребность, идеал) к деятельности[24].
Историко-методологические основы изучения гендерных
аспектов брачного поведения
В настоящее время гендерные исследования играют значительную роль в различных областях гуманитарных наук. Акцент на роли полов в развитии человечества, их символическом и семиотическом выражении в философии, истории, языке, литературе, искусстве обнажает новые аспекты развития социума, дает возможность глубже проникать в суть происходящ ...
Сангвинистический темперамент.
Сильный, уравновешенный тип личности. Преобладает гипоталамус и гипокамп. Чёткие доминанты: открытый, живой, подвижный, быстро отзывающийся на окруж события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, любознательный, доминируют положит эмоции. Сильная нервная система, высокая работоспособность. Душа общ-ва, преобла ...
Защитные механизмы (По З. Фрейду)
От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно, при внутренней опасности никакое бегство не помогает, и потому защитные механизмы «Я» призваны искажать вн ...