Обидчивые дети. Феномен
детской обиды и критерии выявления обидчивых детейСтраница 2
как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерным следствием этой черты является повышенная частота проявлений обиды. Обидчивыми называют тех, кто часто обижается. Такие люди постоянно видят в окружающих пренебрежение и неуважение к себе, а потому поводов для обиды у них достаточно много. Используя эти критерии в процессе наблюдения, можно выделить детей, склонных к обиде.
Для более точного и объективного определения обидчивых детей можно использовать вышеописанные проблемные ситуации, в которых выявляются особенности межличностных отношений («Мозаика», «Строитель», «Одень куклу» и пр.). Эта черта ярко проявляется в реакциях ребенка на успехи и похвалу партнера. Данная ситуация не настолько драматична, чтобы вызвать обиду у любого ребенка. В этой ситуации разные дети демонстрируют различный характер поведения. Одни дети как бы не замечают успехов другого и пытаются привлечь к себе внимание взрослого (рассказывают о своих достижениях в чем-то другом, сами себя хвалят). Другие активно включаются в деятельность, стремятся сделать свою работу как можно лучше, превзойти партнера и заслужить похвалу взрослого. А третьи демонстрируют полную растерянность, отворачиваются и прекращают свою работу. Это и есть реакция обидчивого ребенка.
Восхищение работой другого оказывается для обидчивого ребенка столь невыносимым, что он вообще дальше ничего не может делать. В отличие от других, такой ребенок может проявлять сильные отрицательные эмоции: подавленность, беспомощность, он может даже заплакать. Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе
и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.
Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А.
Адлера и Э. Берна
Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни.
Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы: «Сценарий
– это постоянно действующий жизненный план, созданный ...
Индивидуальная психология адлера
Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения (Adler, 1964]. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в осно ...
Развитие творческого мышления студентов в процессе интерпретации
художественного произведения
На втором этапе эксперимента я выбрала одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста я руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям.
Основными критериями отбора художественных про ...