Дети без семьи. Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей
Страница 2

Материалы по психологии » Межличностные отношения дошкольников - диагностика, проблемы, коррекция » Дети без семьи. Психологические особенности детей, воспитывающихся без родителей

Такое искажение в развитии общения со взрослым отражается на других сферах психической жизни детей, растущих без семьи. Существенно отличаются и игры воспитанников детского дома. Игровые действия они осуществляют формально, не осмысливая, эмоционально не переживая их, при этом внешний рисунок игровых действий может вполне соответствовать выбранному сюжету.

Важной отличительной особенностью воспитанников детского дома является их повышенная ситуативность

, которая проявляется и в поведении, и в представлениях, и в желаниях ребенка. В отличие от своих сверстников, живущих в семьях, они неспособны самостоятельно выполнять правила игры, владеть своим поведением, сдерживать свои непосредственные желания. Сами эти желания, как правило, не осознаются или имеют ситуативный характер. Так, на вопрос взрослого: «Что ты больше всего любишь?» или «Что бы ты попросил у волшебника?» — дети из детских домов называли какой-нибудь предмет, который находился у них перед глазами: мишку, стул, карандаш. Их желания, как правило, совпадали с конкретной ситуацией, с непосредственно воспринимаемыми предметами, тогда как нормально развивающиеся дошкольники того же возраста (5—6 лет) из семьи давали на те же вопросы самые разнообразные ответы, выходящие далеко за пределы ситуации и отражающие смыслы и ценности детской жизни.

Столь же ситуативными и однообразными являются представления этих детей о собственной жизни и собственных действиях. Большинство воспитанников детского дома не в состоянии рассказать, чем они занимались на занятии всего полчаса тому назад, что они будут делать вечером. Их воспоминания и планы на будущее сводятся исключительно к режимным моментам: спать, гулять, есть. Такая стереотипность и однообразие представлений детей может отчасти объясняться бедностью их впечатлений или отсутствием ярких событий. Однако, как показывают исследования, это не является главным.

Специально проведенные эксперименты показали, что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, не выделяют себя из коллектива. Все происходящее ребенок воспринимает не как события своего личного опыта, а отстраненно, как нечто не имеющее к нему отношения. Например, они могут не помнить какую-нибудь интересную игру, в которую играли вчера, или не заметить, что происходит на сцене театра. Один и тот же эпизод, который становится волнующим событием для ребенка из семьи, для воспитанника детского дома остается незамеченным. Неумение выделить себя и неразвитость самосознания у этих детей в дошкольном возрасте проявляются в эмоциональной глухоте, в отсутствии ярких переживаний и в ограниченности внутренней жизни. Все эти особенности являются результатом отсутствия любви к ребенку и дефицита личностного общения. Таким образом, дети, растущие в дефиците внимания со стороны взрослых, отличаются неразвитым самосознанием

и неумением проявить себя в окружающем мире.

Но отражается ли это обстоятельство на взаимоотношениях детей? Ведь в детском доме они имеют неограниченную возможность для общения со сверстниками, для налаживания самых близких и разнообразных отношений с другими детьми. Кроме того, здесь дети живут общей жизнью: у них общие предметы, общие занятия, единое пространство жизнедеятельности, одни и те же воспитатели. Казалось бы, все это должно связывать и объединять детей. Но достаточно ли этого пространственно-временного единства для формирования психологической общности детей? Стимулирует ли оно полноценное развитие детских межличностных отношений?

Страницы: 1 2 3


Выводы по эмпирической части
Исследование свойств личности студентов в группе позволило выделить два цифровых индекса – доминирование и дружелюбие, позволяющих выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в коллективе. Часть группы определены как зависимые. Этот тип соответствует людя ...

Формат
Форма проведения вмешательства может быть индивидуальной или групповой. В ряде клинических исследований использовался групповой формат. Тот факт, что результаты групповой психотерапии в целом согласуются с результатами инди­видуальной, свидетельствует о приблизительной равноценности этих двух форма­тов. Лишь в одном исследовании проводи ...

Выводы
1. В современное время все более обостряется необходимость в профессиональных управляющих, с определенным уровнем знаний и навыков, умением пойти на риск и нести ответственность за принятые нестандартные решения, честных и порядочных, инициативных и дерзких. Эти изменения требований к личности руководителя трансформируют суть и содержан ...