Типы отношения к болезниСтраница 1
Выделяют следующие типы отношения больного к болезни:
а)нормальное, т.е. соответствующее состоянию больного или тому, что было сообщено ему о заболевании;
б)пренебрежительное, если больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится и не бережет себя, в отношении прогноза болезни проявляет необоснованный оптимизм;
в)отрицающее, если больной не обращает внимания на болезнь, отгоняет от себя мысли о болезни и т.п.;
г)нозофобное, т.е. больной несоразмерно боится болезни, повторно обследуется, меняет врачей;
д)гипохондрическое, если больной догадывается или убежден в том, что страдает тяжелым заболеванием или же если он переоценивает серьезность менее тяжелой болезни;
е)нозофильное, связанное с определенным успокоением и приятными ощущениями от болезни;
ж) утилитарное, что является высшим проявлением нозофильной реакции. Утилитарное отношение может иметь тройную мотивировку:
а) получение сочувствия, внимания и лучшего обследования;
б) выход из неприятной ситуации, как, например, нелюбимая работа, наказание, учёба;
в) получение материальных выгод – свободное время, подарки, сладости.
Утилитарная реакция может быть более или менее сознательной, она может основываться на нетяжёлом или на серьёзном заболевании, а иногда может наблюдаться и у здорового человека.
Р. Конечный и М. Боухал (1983) различают следующие типы реакций:
Аггравация – преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб. Такое преувеличение может быть полностью сознательным, но иногда скорее обусловлено эмоциональными мотивами более глубокого происхождения, например, страхом, недоверием, чувством одиночества, безнадёжности, ощущением, что врач ему не верит. Переходы от сознательной к менее сознательной аггравации бывают довольно незаметными, а иногда даже трудно уловимыми.
Симуляция – это притворство, при помощи которого человек стремится создать впечатление о наличии болезни и её признаков. Встречается реже, чем аггравация. Как правило, к ней прибегают очень примитивные лица, у которых её можно открыть относительно легко, или, наоборот, очень опытные, пронырливые и безответственные лица.
Диссимуляция – это скрывание болезни и её признаков. Встречается главным образом, при заболеваниях, результатом которых являются некоторые объективные или субъективные невыгоды для больного (Конечный Р., Боухал М., 1983).
Отношение к болезни, обладая характеристиками, присущими психологическим отношениям, содержит в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент включает знания о болезни, её осознание, понимание роли болезни и её влияние на жизненное функционирование больного, а также предполагаемый прогноз.
Эмоциональный – ощущение и переживание болезни и всей ситуации, связанной с ней.
Поведенческий – это связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней, а также выработку определённой стратегии поведения в жизненной ситуации, связанной с болезнью. Возможны следующие виды реакций: принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.
Типология реагирования на заболевание создана А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым (1980) на основе оценки влияния трёх факторов: 1) природы заболевания; 2) типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера; 3) отношения к данному заболеванию. Эти типы объединены по блокам.
Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается - гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы.
Второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью, т.е. это тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический тип. Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении и реакциях по типу раздражительной слабости, а также в тревожном, подавленном, угнетённом состоянии. Характеризуется «уходом в болезнь», отказом от борьбы за здоровье, выздоровление.
Третий блок – типы реагирования с интерпсихической направленностью. Включает типы с сенсибилизированным отношением к болезни, которое в большей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных – это сензитивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Пациенты с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь характеризуются и дезадаптивным поведением, которое может приводить к нарушению их социального функционирования.
Сравнительный анализ формирования жизненных стратегий в концепциях А.
Адлера и Э. Берна
Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни.
Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы: «Сценарий
– это постоянно действующий жизненный план, созданный ...
Социально-психологические условия развития мотивации достижения, созданные
для учащихся гимназии
Главной задачей развития мотивации достижения у младших школьников является формирование у личности позитивной мотивационной направленности с высоким уровнем потребности в достижении успеха.
Формирование у каждого ученика высокого мотива достижения успеха возможно, если учебно-воспитательный процесс отличается следующими характеристика ...
О Серенадуне.
А история эта началась так:
«Однажды этот милый, обаятельный Серенадун уехал на гастроли в Испанию, где повстречал единственную любовь.
Долго он решался, подойти к ней. Звали эту красотку – Виолетта. Она, действительно была прекрасна, как ночная, распустившаяся роза, нежная, как водяная лилия, благоухающая, как ландыш. Об этой девушке ...