Описание и обоснование методикСтраница 1
В ходе дипломного исследования была поставлена цель: изучить отношение к заболеванию у детей со сколиозом и компрессионным перелом.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявления личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом;
2. Выявление уровня невротизации;
3. Выявление уровня депрессии;
4. Определение типа отношения к болезни;
5. Раскрытие внутренней картины болезни.
В связи с поставленными задачами использовались следующие методики:
• Личностный опросник Р. Кеттелла – HSPQ (Психологическая диагностика в психолого-педагогической практике. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – с. 196);
• Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.- с. 672);
• Методика ТОБОЛ. (Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: Учеб. Пособие / Под ред. Д.И. Исаева, В.Е. Кагана. – СПб.: ПМИ, 1991);
• Методика диагностики уровня невротизации Л.М. Вассермана. (Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.– Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.- с. 672).
1. Личностный опросник Р. Кеттелла (HSPQ).
Цель – выявление индивидуальных свойств, эмоциональных и поведенческих особенностей.
Личностный опросник для подростков от 12 – 16 лет. Факторный опросник Р. Кеттелла – одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.
Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элеменотов (свойств, черт), определяющих её внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями и выраженности личностных черт.
Информация, полученная с помощью опросника HSPQ, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учётом индивидуальных особенностей подростка.
Опросник HSPQ представляет собой систему из 14 факторов и содержит 142 вопроса, каждый из которых имеет три варианта ответа, из которых нужно выбрать один.
1. ФАКТОР А (экстраверсия – интроверсия);
2. ФАКТОР В (высокий – низкий интеллект);
3. ФАКТОР С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость);
4. ФАКТОР D (беспокойство – уравновешенность);
5. ФАКТОР Е (настойчивость – зависимость);
6. ФАКТОР F (беспечность – озабоченность);
7. ФАКТОР G (добросовестность – недобросовестность);
8. ФАКТОР Н (смелость – робость);
9. ФАКТОР I (мечтательность – практичность);
10. ФАКТОР J (индивидуализм – общительность);
11. ФАКТОР О (тревожность – самоуверенность);
12. ФАКТОР Q2 (самостоятельность – зависимость);
13. ФАКТОР Q3 (высокий самоконтроль – низкий самоконтроль).
14. ФАКТОР Q4 (напряжённость – расслабленность).
2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге.
Методика разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний близких к депрессии.
Данная шкала включает в себя 20 утверждений: 10- характеризующих проявление сниженного настроения (субдепрессия), 10- состояние без депрессии.
Цель – выявить состояние без депрессии, лёгкую депрессию ситуативного или невротического характера, субдепрессивное состояние, маскированную депрессию, истинное депрессивное состояние.
3. Методика ТОБОЛ (тип отношения к болезни).
Методика разработана А.Е. Личко в 1980 г.
Цель – выделить тип реагирования на болезнь.
Методика содержит 12 типов отношения к болезни: гармонический, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцнетрический, паранояльный, дисфорический.
Социальная адаптация личности. Изучение социальной адаптации
личности в психологии
Адаптация как явление свойственно всему живому, поэтому приспособление организма к условиям существования издавна привлекало к себе внимание человечества. Разработка понятия "адаптация" и его сущности принадлежит биологии и в большей мере связанно с эволюционной идеей. В общей форме явление адаптации в живой природе рассматрив ...
Нейротизм.
Айзенк использовал нейротизм в качестве показателя одного из основных свойств личности. Это свойство генетически детерминировано. Его выраженность связана со скорость выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ...
Цель, задачи, гипотезы исследования
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи типа корпоративной культуры, удовлетворенности трудом и преданности сотрудников организации.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1) Определить типы корпоративной культуры разных подразделений организации и степень согласованности имеющего ...