Описание и обоснование методик
Страница 1

В ходе дипломного исследования была поставлена цель: изучить отношение к заболеванию у детей со сколиозом и компрессионным перелом.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выявления личностных особенностей подростков с диагнозом сколиоз и компрессионный перелом;

2. Выявление уровня невротизации;

3. Выявление уровня депрессии;

4. Определение типа отношения к болезни;

5. Раскрытие внутренней картины болезни.

В связи с поставленными задачами использовались следующие методики:

• Личностный опросник Р. Кеттелла – HSPQ (Психологическая диагностика в психолого-педагогической практике. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. – с. 196);

• Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.- с. 672);

• Методика ТОБОЛ. (Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии: Учеб. Пособие / Под ред. Д.И. Исаева, В.Е. Кагана. – СПб.: ПМИ, 1991);

• Методика диагностики уровня невротизации Л.М. Вассермана. (Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.– Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.- с. 672).

1. Личностный опросник Р. Кеттелла (HSPQ).

Цель – выявление индивидуальных свойств, эмоциональных и поведенческих особенностей.

Личностный опросник для подростков от 12 – 16 лет. Факторный опросник Р. Кеттелла – одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.

Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элеменотов (свойств, черт), определяющих её внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями и выраженности личностных черт.

Информация, полученная с помощью опросника HSPQ, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учётом индивидуальных особенностей подростка.

Опросник HSPQ представляет собой систему из 14 факторов и содержит 142 вопроса, каждый из которых имеет три варианта ответа, из которых нужно выбрать один.

1. ФАКТОР А (экстраверсия – интроверсия);

2. ФАКТОР В (высокий – низкий интеллект);

3. ФАКТОР С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость);

4. ФАКТОР D (беспокойство – уравновешенность);

5. ФАКТОР Е (настойчивость – зависимость);

6. ФАКТОР F (беспечность – озабоченность);

7. ФАКТОР G (добросовестность – недобросовестность);

8. ФАКТОР Н (смелость – робость);

9. ФАКТОР I (мечтательность – практичность);

10. ФАКТОР J (индивидуализм – общительность);

11. ФАКТОР О (тревожность – самоуверенность);

12. ФАКТОР Q2 (самостоятельность – зависимость);

13. ФАКТОР Q3 (высокий самоконтроль – низкий самоконтроль).

14. ФАКТОР Q4 (напряжённость – расслабленность).

2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге.

Методика разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний близких к депрессии.

Данная шкала включает в себя 20 утверждений: 10- характеризующих проявление сниженного настроения (субдепрессия), 10- состояние без депрессии.

Цель – выявить состояние без депрессии, лёгкую депрессию ситуативного или невротического характера, субдепрессивное состояние, маскированную депрессию, истинное депрессивное состояние.

3. Методика ТОБОЛ (тип отношения к болезни).

Методика разработана А.Е. Личко в 1980 г.

Цель – выделить тип реагирования на болезнь.

Методика содержит 12 типов отношения к болезни: гармонический, эргопатический, анозогнозический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, сенситивный, эгоцнетрический, паранояльный, дисфорический.

Страницы: 1 2


Упражнения, направленные на развитие мышления
Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких – либо известных предметах. Гуляю по свету, Жду ответ ...

Семейные факторы.
При изучении этого аспекта основное внимание уделяется изучению взаимосвязи между эмоциональными расстройствами у взрослых и особенностями их родительской семьи. Исследования в этой области показывают, что многие из исследуемых пациентов с тревожными расстройствами имели травматический опыт и (или) тяжелое детство; в их семьях наблюдалс ...

Новообразования периода раннего детства
Новообразования характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к сре ...