Основная частьСтраница 5
гдеСА – общий уровень самоактуализации;
ОВ – ориентация во времени;
Ц – ценности;
ПЧ – взгляд на природу человека;
П – потребность в познании;
КТ – креативность (стремление к творчеству);
А – автономность;
С – спонтанность;
СП – самопонимание;
АС – аутосимпатия;
К – контактность;
Г – гибкость в общении.
Как видно из табл. 2, испытуемым в целом присущ средний уровень самоактуализации (68,1 балла). При этом наиболее высокие показатели выявлены по шкале аутосимпатии (10,7 балла), автономности (10,3 балла) и контактности и спонтанности (по 9,2 балла). Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Высокая автономность указывает на зрелость и независимость личности. Автономность не означает отчуждения и одиночества, а, напротив, является критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия. Контактность определяет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми.
Наиболее низкий показатель у испытуемых выявлен по шкале оценки времени (8,1 балла). Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Низкий результат присущ людям, невротически погруженным в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительным и неуверенным в себе. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.
В результате диагностики старшеклассников 2 группы с помощью методики САМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина
было выявлено следующее:
испытуемым в целом присущ средний и высокий уровень самоактуализации; низкий уровень не выявлен; средний показатель в баллах – 68,1 баллов.
Экспериментальная работа по коррекции профессионально важных качеств
личности руководителя
Приняв во внимание, те изменения, которые происходят с личностью руководителя в процессе профессионального роста, мы разработали тренинговую программу.
Одним из главных направлений подготовки специалистов и повышения управленческих знаний является внедрение методов активного обучения. Опыт показывает, что наиболее эффективными являются ...
Проблемы адаптации в системе межличностных отношений и самооценки как
составляющих возрастного кризиса ранней юности
Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.
Адаптация включает в себя следующие подвиды:
· физиологический,
· психологический (внутренний мир),
· социальный (внешнее проявление в семье и коллективе) ...
Пробуждение и развитие интереса к знаниям и потребности в
самообразовании на различных этапах урока
Итак, учитель пришел на урок. Он хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока. Но, как это нередко бывает в педагогической практике, учитель, особенно начинающий, затрудняется в быстрой ориентировке, не всегда знает, с чего лучше начать объяснение нового материала, как организовать ...