Основные понятия и положения психологической диагностики детского возраста. Понятие психологической оценкиСтраница 1
Наиболее строгий и детальный подход к проблемам, связанным с различными аспектами психологической диагностики, представлен в монографии Л. Ф. Бурлагука «Психодиагностика». В ней предельно подробно и доказательно рассматриваются практически все аспекты психодиагностики, как «области психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». [7 с. 104].
Для нас важным моментом является то, что диагностическая деятельность детского психолога, которая ограничена, прежде всего, возрастом обследуемых детей, вряд ли должна строится по отраслевому принципу (образовательная психодиагностика, клиническая и т. п.). Наверное, следует говорить о «детской психодиагностике» или «психологической диагностике детского возраста», где возможно применение всех необходимых и доступных средств, вне зависимости от того, используются ли тесты достижений для оценки способностей детей или изучаются индивидуально-психологические особенности больного ребенка.
Во всех этих случаях используются различные способы исследования особенностей детей (как общих возрастных закономерностей, так и индивидуально-психологических характеристик).
В последние время именно методологические аспекты практической деятельности психолога получили приоритетное развитие. Уходит в прошлое чисто «рецептурный» подход к диагностике – простое описание и использование диагностических методик.
Специалисты начинают понимать, что без ориентированной на практику методологии и теоретической базы, опирающихся на современные представления и следования, простое манипулирование диагностическими материалами (пусть даже и огромным их количеством) недостаточно эффективно. Приходит понимание, что психологическая диагностика из искусства специалиста начинает превращаться в технологический процесс, как это должно происходить и происходит в большинстве отраслей общественного производства.
Основой и методических, и методологических подходов все чаще становятся современные представления о развитии, которые находят свое отражения в теориях и концепциях, результатах современных исследований. Они позволяют конкретизировать классические подходы, ведущие свое начало с работ Ж. Плаже, Л. С. Выготского и их последователей.
Осознание необходимости включения в технологию диагностики реально-практических методологических подходов повлекло за собой и обязательность уточнения, конкретизации, пересмотра достаточно большого объема терминов и категорий, имеющих непосредственное отношение к оценке психического развития ребенка.
Одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться психологу, соотношение количественного и качественного подхода в диагностической деятельности и вытекающих от сюда определения нормы и нормативов развития.
В случае, когда речь идет о количественном определении (измерении) психических явлений (от психофизических до личностных) и сопоставимости результатов подобных измерений с какими-либо среднестатистическими показателями (возрастными) имеет смысл говорить о психометрии и о «психометрических тестах», под которыми понимаются «стандартизированные методики, относительно которых известна валидность и надежность методики, удовлетворяющие принципам измерения» [7 с. 107].
Пути развития памяти у детей дошкольного возраста с
нарушением слуха
Исходным положением в разработке проблем воспитания аномальных детей следует считать признание непреходящего значения для всех этапов развития человека именно того периода, когда закладывается фундамент его личности, т. е. раннего и дошкольного возраста. Опираясь на принятую в советской психологии периодизацию психического развития (Д. ...
Динамика пограничных психических расстройств по данным объективной (экспертной)
оценки тяжести состояния
Выраженность психических расстройств у обследованных больных оценивалась по данным шкалы "Обобщенная оценка функционирования" ("GAF"), которая является базисной в международных систематиках для интегральной оценки тяжести психического состояния.
При обработке результатов исследования учитывались показатели, зафиксир ...
Поведение участников спора
В книге французского философа-гуманиста XVI в. М.Монтеня "Опыты" дается любопытная характеристика поведения различных людей во время спора:
"Один из спорщиков устремляется на запад, другой – на восток, оба они теряют из виду самое главное, плутая в дебрях несущественных частностей. После часа бурного обсуждения они уже с ...